Сценарий
Сл.1 .Рассказ. Осколки.
«Однажды молодой человек шел
по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека
было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла
– и пошел себе дальше. ( переход
внутри слайда)
Прошло 50 лет. Человек этот
добился в жизни всего. И дети , и внуки,
и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот
эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучала его совесть, грызла, не
давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в
город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же
кружкой.
- Помнишь, много лет назад
кто-то кинул тебе в кружку битое стекло - это был я. Прости меня,– сказал
человек.
- Те осколки я выбросил в тот
же день, а ты носил их в своем сердце 50 лет, – ответил слепой.
Как
вы думаете , о чем сегодня пойдет речь?. Тема нашего урока называется…
Сл 2. Заголовок. Стыд. Вина.
Извинения.
Сл 3.
Ребята, у меня к вам вопрос.
Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может
вызвать родителей, а может просто при всем классе сказать: «Ни стыда , ни совести у тебя нет!» Как вы
думаете, что страшнее? (ответы детей)
Сл 4. Вина.
И начнем мы с понятия «вина).
Сл 5. Вы наверное слышали
такой диалог?
-Это ты сделал?
- нет,я не виноват
- а кто виноват? Пушкин?
Послушайте и посмотрите экранизацию к Стихотворению. « Кто виноват?»
Сл 6.
В зале зеркало
разбилось:
Просто я играл с мячом, - ( щелчок мышью)
Всё нечаянно случилось,
Так что я тут не при чём!
Просто я играл с мячом, - ( щелчок мышью)
Всё нечаянно случилось,
Так что я тут не при чём!
Телевизор
поломался, ( щелчок мышью)
Развалился пылесос,
Пролилось на кухне масло, ( щелчок мышью)
Прямо на пол пролилось.
В клочья порвана рубашка, ( щелчок мышью)
Клеем вымазан паркет!
Может это Барабашка
Натворил тут всяких бед?
Может это хулиганы
Забрались тихонько в дом,
Стул измазали сметаной ( щелчок мышью)
И устроили погром?!
Кем-то съедены конфеты, ( щелчок мышью)
В книжке – рыбья чешуя; ( щелчок мышью)
Виноваты в бедах этих
Кто угодно, но не я .
В том, что сломаны игрушки ( щелчок мышью)
И потерян самокат,
Виноват , наверно, ( щелчок мышью) Пушкин…
Точно, Пушкин виноват !!!
Развалился пылесос,
Пролилось на кухне масло, ( щелчок мышью)
Прямо на пол пролилось.
В клочья порвана рубашка, ( щелчок мышью)
Клеем вымазан паркет!
Может это Барабашка
Натворил тут всяких бед?
Может это хулиганы
Забрались тихонько в дом,
Стул измазали сметаной ( щелчок мышью)
И устроили погром?!
Кем-то съедены конфеты, ( щелчок мышью)
В книжке – рыбья чешуя; ( щелчок мышью)
Виноваты в бедах этих
Кто угодно, но не я .
В том, что сломаны игрушки ( щелчок мышью)
И потерян самокат,
Виноват , наверно, ( щелчок мышью) Пушкин…
Точно, Пушкин виноват !!!
Сл 7. Что же такое – вина?.
Слово «вина» в русском языке
имеет множество значений. Это :
проступок, преступление,
причина этих действий, ответственность
за действия
Сл 8
Вина
возникает в ситуации, когда человек чувствует личную ответственность за происходящее
и считает, что именно он сам является причиной чужих страданий или нарушения
долга. Источником чувства вины могут
служить внешние события.
Переживание
вины вызывается как совершением чего-либо, что дает негативный результат, так и
не совершением должного. Если, к примеру,
у родителей вырос сын, который совершил преступление, то отец может испытывать
чувство вины за то, что слишком сурово наказывал его и тем самым ожесточил его,
а мать за то, что не смогла удержать свое дитя от неверного, порочного решения.
Переживая
вину, человек бывает долго озабочен своим проступком или ошибкой. Вина
тяготит его, парализует волю, Не
удивительно, что люди частенько пытаются избавиться от чувства вины, стараясь
психологически переложить ее на других. Однако
вина не такая вещь, от которой
легко отмахнуться. Самообман далеко не дает эффекта, в глубине своей души люди,
совершившие тяжелые проступки, знают, что виноваты именно они, и вина , способна возвращаться к ним в самой
причудливой форме - от снов до страхов и навязчивостей.
Вина
может быть снята, погашена прощением. Виновный сожалеет о своей вине, о том,
что он нанес другому оскорбление или ущерб и просит простить его, облегчить его
душу. Прощение, данное пострадавшим, как бы символически уничтожает причиненное
зло, делает негативные отношения между двумя сторонами снова позитивными,
светлыми, свободными от обиды и ненависти. Прощение - всегда акт великодушия,
оно диктуется свободной волей пострадавшего.
Справедливость
должна карать виновного, а великодушие способно его прощать. Следует заметить,
что прощение - важный акт не только для того, кто оказался в положении
виновного, но и для того, кто обижен. Чувство вины и чувство обиды
взаимосвязаны, они представляют собой противоположные стороны в отношении всякого
злодеяния. Тот, кто содеял зло, переживает вину, тот, кто подвергся удару -
обиду. Однако, ношение в сердце обиды - вещь не безопасная и не невинная. Оно
мучит обиженного и вызывает у него желание мести - нанесения ответного зла.
Обидчивость легко переходит в злопамятность. Обида провоцирует отвечать на зло
злом, темное чувство теплится во внутреннем мире и может в любой момент
полыхнуть ответной ненавистью. Долгое и
упорное переживание своей виновности в проступках может разрушительно
действовать на здоровье и судьбу человека. Готовность
пострадать за свою вину и радикальное изменение поведения - важнейшие черты
раскаяния.
Для
окончательного освобождения от разрушительного чувства вины человеку бывает
мало прощения со стороны тех, перед кем он виновен. Ему надо еще простить
самого себя, окончательно отрешиться от следов сделанного зла. Культура и
общество выработали для этого мощный нравственно-психологический механизм,
который называют раскаянием или покаянием.
Человек делает зло людям,
чувствует вину и раскаивается, т. е. глубоко сожалеет о случившемся и принимает
наперед твердое решение никогда больше не совершать ничего подобного. Раскаяние
- это не бесконечное биение себя в грудь и посыпание головы пеплом, после
которого можно бодро идти безобразничать дальше. Это коренное изменение своего
поведения, своих оценок, быть может, всего жизненного пути. Начать новую жизнь
нельзя с грузом старой вины. Искреннее раскаяние помогает человеку обновиться,
стать лучше, выше, нравственнее. Теперь ему нужна сила воли, чтобы претворять
принятое нравственное решение в жизнь.
Покаяние -- понятие
религиозное. Оно происходит перед лицом Бога. Бог всемилостив, он простит, но
человек должен сам осознать вину, раскрыть ее для себя в полной мере, отринуть
все скверное в себе. Принося покаяние в грехах, верующий очищает душу,
переживает катарсис -- чувство очищения, просветления, облегчения. Правда,
поговорка иронизирует: «Не согрешишь -- не покаешься, не покаешься -- не
спасешься».
Сл 9. Стыд.
Чувства стыда
и вины часто путают, хотя бы потому, что человек может их испытывать
одновременно. Есть люди более склонные испытывать чувство стыда , другие – вины. Одни чувствуют стыд , другие
вину , третьи и то и другое в одних и тех же ситуациях. Стыд –
чувство, что ты плохой, а вина – что ты сделал что-то плохое.
Сл 10.
Существует в народе такая
поговорка: «Сгерел от стыда». Это конечно
условно. Никто просто так, без огня не горит. В переносном смысле это
значит, что чувство стыда жжет в душе человека очень сильно. Это очень сильное
чувство!
Сл 11. Стихотворение «Сгорел
от стыда»
Послушайте стихотворение «Сгорел от стыда» Оно
, конечно с юмором, но как говориться в каждой шутке есть доля правды.
Однажды случилась
Большая беда -
Лист
Белой бумаги сгорел
От стыда .
Не вынес
Бумажный листок
Оскорбления -
Вспылил и исчез
За одно лишь мгновение.
Обидчик -
Мальчишка по имени Вова -
На нём написал
Неприличное слово.
Большая беда -
Лист
Белой бумаги сгорел
От стыда .
Не вынес
Бумажный листок
Оскорбления -
Вспылил и исчез
За одно лишь мгновение.
Обидчик -
Мальчишка по имени Вова -
На нём написал
Неприличное слово.
Сл 12.Что же это за чувство
такое , «горючее»?
Понятие «стыд» нужно понимать
так: СТЫД – осознание вины за свой проступок.
СТЫД
способность человека взвешивать свои поступки и помыслы в соответствии с
совестью.
Сл 13. фото ( переход внутри слайда по щелчку)
Чувство стыда
формируется в раннем возрасте. Стыд
и вина - это совершенно разные переживания. Человек,
испытывающий стыд и человек, испытывающий вину , по-разному переживают провал и
неудачу.
Неудачу стыдящийся человек ощущает как
жизненный провал, он чувствует себя неадекватным всему роду человеческому, не
способным реализовать свои жизненные задачи, не соответствующим своим
ожиданиям. Чаще всего это отражение родительских ожиданий.
Виновные чувствуют ошибку в действии. Их беспокоит то, что они сделали
неправильно и как это отразится на них и остальных. Их неудача состоит в их
собственных обязательствах перед собой.
Стыд
и вина проявляются в разных телесных реакциях. Стыд
парализует, кровь приливает к лицу, колени слабеют, невозможно сделать
шаг, несмотря на отчаянное желание убежать. Жертва стыда
теряет контроль над своим собственным телом, что делает стыд
еще более глубоким. Человек чувствует себя видимым насквозь, он
разоблачен, уязвим и беззащитен, он превращается в ничтожество, нет никаких
качеств в нем, чтобы искупить его недостатки. Мало того, что он презренная
тварь, его еще все видят. Он сталкивается с непреодолимым чувством унижения и
презрения к себе, теряет способность думать.
Вина
редко может вызывать реакции всего тела, ощущения вины чаще всего
являются смесью эмоций и мыслей, эти мысли могут быть болезненны, но это не
физическая боль.
Другой
отличительной особенностью стыда является то, что незначительное событие может
вызвать сильнейшее чувство стыда, т.к. оно тянет за собой множество предыдущих
постыдных событий. Виновный человек обычно ожидает наказания равного нарушению его моральных принципов или общественных
правил и норм..
Стыд и
вина играют важную роль в
психическом состоянии человека. Это своего рода сигнал Это чувства., когда они
чрезмерные, они парализуют и подавляют личность, когда они умеренные, они
становятся внутренними ориентирами при взаимоотношениях с людьми, нельзя ими
пренебрегать, иначе человек не будет способным жить в обществе себе подобных.
Сл 14
Так стыд помогает человеку уяснить несколько важных
истин о его месте в мире:
- что он принадлежит к роду
человеческому (принцип человечности)
- что он не лучше и не хуже
других (принцип смирения)
- что он может контролировать
свое собственное поведение, но никак не чужое (принцип автономии)
- можно быть достаточно
хорошим, но не совершенным (принцип компетентности)
Сл 15.
Близкие понятия :
Чувство вины - ощущение
тяжести и боли, которое налагает на себя сам человек вследствие совершения им
поступка, нарушающего признанные в обществе моральные устои.
Совесть - набор указаний и
поведения нравственного характера,
заложенных в человека в детстве.
Стыдливость - страх или
боязнь стыда , препятствующая человеку допустить что-либо постыдное.
Стыдливости обыкновенно противополагается бесстыдство.
Сл. 16. Извинения.
Извинение – это признак силы,
также как и умение прощать.
Как называют человека,
который может простить, забыть обиды?
Чтение последнего абзаца учебника.
Великодушие – отсутствие
злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души.
Сл 17.
Извинение это принятие ответственности за конфликт в отношениях.
Сл 18. Картина Опять двойка.
Перед вами знаменитая картина художника Решетникова. Я
увеличу картину, чтобы вы всмотрелись внимательнее в полотно. У меня к вам есть
вопрос: кто из героев картины испытывает чувство стыда и почему? А что может
сказать или сделать мальчик, чтобы избавиться от чувства вины?
В разных странах культура
общения разнообразна. Например, в Великобритании, если вы случайно задели
кого-то в толпе, извиняются оба участника происшедшего.
Просить извинения
— это не всегда признание своей вины. Когда вы едете в транспорте, к
примеру, и вам надо выйти, а впереди вас стоят люди, вы обычно говорите:
«Извините, вы на следующей остановке выходите!». В описанной ситуации это
не извинение в полном смысле этого слова, а вежливое
обращение. Извиняться надо чаще — это своеобразная культура общения.
Улыбайтесь! Приятная улыбка и
ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не
употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. е. не говорите —
«извиняюсь». Очень важно то, как вы преподнесете свое извинение : не надо небрежно, как бы
невзначай бросать «Прости!». В этом случае вы можете только усугубить обиду.
Если вас не извинили первый
раз, вовсе не обязательно преследовать человека своими извинениями . Тем более это не гарантия
вашего прощения, а может быть даже совсем наоборот. Главное, чтобы человек
почувствовал искренность вашего
извинения , которая должна проявляться во всех ваших поступках.
При извинении
не надо объяснять своей вины — вдруг человек, которого вы обидели, видит
вашу вину совсем в другом вашем поступке, и тогда вы окажетесь в неловкой
ситуации. Главное — самому понять суть своей вины. Поставьте себя на место
обиженного человека — вам проще будет реально оценить обстановку и самого себя.
Не ждите мгновенного ответа
на ваше извинение , просто принесите
свои извинения и удалитесь. Если человек, которого вы
обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его
ответом на ваше извинение . Тем, что вы
попросили извинения , вы уже частично
искупили свою вину. Ведь некоторым людям очень тяжело извиняться. Быстрота
реакции на ваше извинение зависит от характера человека и от
серьезности обиды. Не принято при
извинении трогать за руку
человека, перед которым вы извиняетесь.
Сл 19. Как правильно просить
извинения.
1.Делайте
это искренне. Каждый может выдать ложное извинение , и
это принесет больше вреда, чем пользы.
Истинное извинение нацелено исключительно на принятие
ответственности и преодоление конфликта.
2.Не оправдывайте свои действия. Если вы занимаетесь объяснением того, почему вы
сделали то, что сделали, это скорее всего
это будет звучать так, как будто
вы и не извиняетесь вовсе. Это значит, что вы не готовы принять
ответственность. Краткое разъяснение может помочь в понимании, в то время как
оправдания могут только разжечь конфликт.
3.Примите обязательство измениться. Если вы не подтвердите, что хотите измениться, то вы
недостаточно понимаете сути извинения .
Если вы не измените своей привычки приходить домой поздно, то не стоит говорить
своей матери или жене «Извини за то, что поздно пришел». Это
будет пустым и безрезультатным
извинением .
4.Выражайте свои
извинения осторожно. Удостоверьтесь, что другой человек знает, за что вы
извиняетесь. «Я проходил мимо и решил зайти, чтобы извиниться» это
совсем не то, что «Я пришел, чтобы извиниться, потому что беспокоюсь о
наших отношениях». Не фальшивьте на этом. Если у вас есть хорошая причина
сохранить отношения, то другой человек захочет ее услышать.
5.Будьте готовы к неловкости и неудобству. Некоторые люди будут вести себя равнодушно, некоторые
будут встречать вас холодно, а некоторые будут реагировать откровенно
враждебным способом. Это не под нашим контролем. Если вы решитесь извиниться,
то сделать это эффективно будет наилучшим вариантом, который вы можете
предпринять. Может быть человек оценит это сразу же, может быть позже, может быть
никогда. Не имеет значения, вы выполнили свою часть и можете расслабиться
И еще :
1. Извиняться нужно сразу же
«по факту события» или при первой же удобной возможности. Во всяком случае,
откладывать это мероприятие не стоит.
2. Извинения должны быть адекватны
содеянному. Важное значение имеют и интонации. Если человек чувствует свою
вину, то выбрать правильную интонацию для него не составит труда.
3. Вина должна быть признана
безоговорочно. Не следует торговаться: «Я виноват, но и ты тоже хорош», пытаться
разложить вину на других лиц и обстоятельства, а тем более – выдвигать
контробвинения. Это не извинения, это – «разборка». Нужно отвечать за себя, а
не «переводить стрелки».
Если нас простят, то
впоследствии вполне возможно, возьмут часть вины на себя.
4. Не следует перед
извинением выяснять у противоположной стороны насколько сильна её обида. Или
что она предпримет, если виновник не загладит свою вину. Такая «дипломатия»
совсем не способствует примирению.
5. Извиняться нужно сразу по
всем эпизодам, словам, действиям и другим пунктам. Несколько последовательных
извинений выглядит менее убедительно, чем одно.
6. Нужно правильно выбрать
место, время и условия. Принесение извинений и просьба о прощении – достаточно
интимный акт, и стороны не должны чувствовать себя стеснёнными окружением. Тем
более, что в ходе общения может последовать обмен мнениями, совсем не
предназначенными для посторонних ушей.
7. Ни в коем случае нельзя
унижать другую сторону
8. И совсем уж никуда не
годятся заявления:
«Я хочу чтобы ты меня
простил.» (Мало, что ты там хочешь. Продолжай хотеть и дальше. )
«Ты можешь меня простить?»
«Ну, брось, не дуйся.»
Это не извинения, это попытка
выкрутиться.
9. Не следует уговаривать
простить, ставить условия, типа: «Если не простишь, то…». Уговоры – это лёгкая
форма насилия, а извинения – не торговля. Тем более, что между просьбой о
прощении и самим прощением иногда проходят годы. Поэтому, если не удалось
решить проблему в первого раза, через какое-то время попытку нужно повторить.
10. В ходе всего мероприятия
желательно стараться смотреть в глаза. Если человек отводит взгляд, то это
признак вранья и неискренности. Кроме того, глаза иногда говорят больше слов. И
ни тени фальши: иначе можно провалить всё.
11. Если событию, за которое
мы собираемся извиниться, имелись свидетели, или если это событие стало
достоянием аудитории, то и извинения должны быть принесены публично. Однако, в
любом случае начинать нужно с извинения тет-а-тет. А в его ходе уже согласовать
все особенности извинения публичного.
12. Юмор в деле извинений
противопоказан. Попытаться «проехать» за счёт юмора можно только при самых
незначительных проступках.
14. В ситуациях, когда
виноваты обе стороны, кто-то должен начать первым. Пусть это будешь ты, и
противная сторона, скорее всего, будет благодарна тебе за такой шаг. Тот, «кто
умней», не всегда извиняется первым, это не его обязанность. Первым извиняется
тот, кто руководствуется более значимыми приоритетами и тот, кто больше любит.
(Или тот, кому уже больше невтерпёж! )
15. Логическим результатом
извинений должна быть ответная реакция. И если она явно не выражена, нужно
прямо спросить о ней. Приняты извинения или нет? И если к извинениям отнеслись
прохладно, целесообразно спросить, что нужно сделать, чтобы загладить вину.
Если же тебе поставили условия, обещай выполнить. (А там видно будет. )
Сл 21. Умные фразы об
извинении и прощении.
1.
Глупый никогда не
просит прощения , мудрый попросит даже
там, где и не виноват. (Теткоракс)
2.
Другим прощай
часто, себе — никогда. (Публилий Сир)
3.
Если ты не
извинился, то этим ты обидел человека ещё раз.
4.
Кто мстит, иногда
жалеет о совершенном; тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом. (Александр
Дюма-отец)
Каждый человек в своей жизни
неоднократно сталкивается с ситуациями, когда ему приходится принимать решение:
извиняться или нет, принимать ли извинения или отказать. Как поступать дальше?
Угодить всем невозможно, да и не нужно.
В этих ситуациях, как
правило, возникают однотипные мыслишки:
«Есть ли вообще смысл
извиняться и просить прощения?»
«А может, есть вариант как-то
по другому выйти из неприятного положения?»
«А какую от этого я получу
пользу?»
«А может, ещё раз послать
всех к такой-то маме?» и т.д.Т.е. мы ведём примитивный торг с самим собой.
Сл 22. Игра - «Ситуации».
Предлагаются разные ситуации.
«Примерьте» эту ситуацию на себя и обозначьте свое решение таким образом:
Хлопаете
в ладошки, если.- согласны, поступили бы
также.
Топаете
ногами если - не согласны, так не поступили бы.
Подымаете
руку если - согласны, но добавили бы ещё кое-что и рассказываете, чтобы вы
сделали в этой ситуации.
Я
вам озвучиваю ситуацию, вы на экране смотрите на эту ситуацию и реагируете как
мы договорились. А затем разбираем вместе эту ситуацию. Как и почему? Начали!
Ситуации № 1.
Макар в столовой случайно
толкнул другого мальчика. Мальчик упал, а Макар побежал дальше ничего ему не
сказав.
№2.
Свете в автобусе подружка случайно наступила на ногу и пошла дальше. Света обозвала подругу.
№3.
В классе происходит ЧП: Глеб
сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Учитель
просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается.
№ 4.
Виктор нечаянно разбил красивую вазу в гостях у
одноклассницы. испугавшись, он убежал.
Часто наших извинений ждут.
Но вряд ли будут подталкивать к ним. Вынужденные, мнимые извинения практически
никогда и никому не нужны. Людям нужна правда, искренность и любовь.
Не трать время и силы на
ненависть. Прости прощения и прощай.
Сл 24. Вывод
Сл 25
Стыд – ответственность перед
другими,
вина – ответственность перед собой,
извинение - принятие ответственности
Сл 26
Вина и
стыд часто следуют вместе. Вину всегда можно искупить
или простить. Стыд чувство труднопреодолимое.
Вина стимулирует
огромное количество мыслей, а стыд временно парализует мышление,
человек как-бы «проваливается» , «исчезает», бледнеет. Вина более
длительна в проявлении, чем стыд .
Стыд появляется
при наличии другого человека, а механизм вины может действовать, когда человек
один и отсутствует источник наказания.
Сл 27
Стыд и вина
- брат и сестра: вина вызывает в нас чувство стыда
перед другими, а стыд чувство вины перед собой. Без вины виноватых не бывает, бывают только упорно не признающие свою
вину
Как правило, причиной для
извинения может стать неприемлемое для общества поведение или неудобство,
причинённое другому человеку.
Извинения служат для того, чтобы показать своё
сожаление по поводу произошедшего, объяснить причину или предложить возможное
решение назревшему конфликту. Чувство прощения, раскаяния очень важны для
христиан, верующих в Иисуса, в Бога.
Есть такая пословица : " Бог
да простит тебя,
и я тебя
прощаю…» ,
Т.е. здесь не только слова
прощения ближнего, но и смысл такой : не
мне тебя прощать, я такой же грешник.
Мы все
перед кем – либо виноваты, поэтому и пришел бог на землю и взял на себя
все наши грехи.
Сл 28
Не совершайте плохих
поступков, чтобы потом не было стыдно за себя.
Сл 29.Домашнее задание.
Вы напишите сочинение о теме
урока «Стыд, вина, извинения»
Что вам больше всего запомнилось ( не картинки
конечно, а смысл, слова). Что вы поняли и какой вывод для себя сделали из сегодняшнего урока.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
БУДУ РАДА ВАШИМ КОММЕНТАРИЯМ!