Отечества достойный сын.
Сценарий
Сл
1
«...Слава россов, неподражаемый, бессмертный
Ломоносов».
Г. Р. Державин
Сл
3. Заставка Отечества достойный сын
Сл
4 Заслуги Ломоносова
•
Любимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в
Петербурге и открыл новый закон;
•
Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния;
•
Он любил наблюдать за звездами, усовершенствовал телескоп;
•
Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера;
•
Он первый в мире географ-полярник;
•
Занимался историей древних славян историй изготовления фарфора;
•
А сколько он сделал для совершенствования русского языка!
•
Сочинял стихи;
•
Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины
("Портрет Петра I", "Полтавская битва");
•
Открыл первый российский университет в Москве.
Сл 5. Детство
Сл 6-7
Около 300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере
России, близь г.Холмогоры рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайлой
Ломоносовым.
Крепок он был здоровьем. Очень скоро отец Василий
Дорофеевич стал брать его с собой в море. Ходили они на отцовском корабле
"Чайка" по Северной Двине, Белому морю и Ледовитому океану.
Грамоте
Ломоносов обучился поздно к двенадцати годам. Учился он сначала у соседнего
крестьянина, а потом у местного дьяка Сабельникова.
Сл
8-9
Из окошка своего дома, Ломоносов любил смотреть и
мечтать о будущем.
Он лишился
матери, а его отец женился вторично. Мачеха стала преследовать и укорять
пасынка за то, что все читает и не занимается делом, не помогает отцу ловить
рыбу. Между тем жажда знаний в молодом рыбаке день ото дня становилась все
сильнее и сильнее. Кроме того, ему приходилось слышать рассказы богомольцев и
купцов о великих деяниях Петра I, о школах, открытых в Москве и Петербурге. Это
еще сильнее разжигало в нем желание учиться
Страсть
к знаниям заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и
отправиться в Москву
Сл 10. Годы учебы
Сл 11-12
Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина,
жаждавшего знаний.
У Ломоносова не было здесь ни родных, ни знакомых, а
в кармане – ни копейки
Первую
ночь он провел в санях под открытым небом. Но на другой день он встретил
земляка, который взял его к себе и обещал определить в школу при монастыре.
Сл 13-14
Это было устроено. Ломоносова, несмотря на его
взрослые лета, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского
языка. Ломоносов с жаром принялся за учение, через пол года он был переведен в
следующий класс.
За пять лет он прошел курс школы, выучился
латинскому и греческому языкам. Но это стоило ему больших трудов, страданий и
лишений. Он терпел большую нужду: школа выдавала только 90 копеек в месяц или
по алтыну в день, чего едва хватало на хлеб и квас. Михаил Васильевич преодолел
все.
Сл
15-16
Но вот уже и московская школа не удовлетворяет его,
он просится в Киев, где, по слухам, учили лучше и больше.
С котомкой за плечами и с палкой в руках прибыл
ученый крестьянин в древнюю столицу России.
Здесь
он действительно нашел много книг и с жадностью прочитал их все.
Сл
17-18
По мысли и плану Петра Великого в Петербурге была
учреждена Академия наук, то есть собрание ученых, которые занимались науками.
При Академии
находилась гимназия, где учили молодых людей.
В эту школу потребовалось из Москвы несколько лучших
учеников.
Несмотря
на крестьянское происхождение, Ломоносов был отправлен в эту школу.
В Петербурге он проучился год, а потом, как лучший
ученик, был отправлен за границу – учиться у немецких профессоров
Сл
19-20
В Германии он занимался у всемирно известного
ученого Вольфа. Ломоносов прожил за границей около четырех лети все это время
он неустанно работал.
Профессора
удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям.
Он скоро выучил немецкие и французский языки, многие
другие науки, вернулся в Россию и стал
самым образованным человеком в России.
Сл
21
С тех пор и пошла слава о рыбаке Ломоносове.Но, не
смотря на славу, Ломоносову пришлось вытерпеть еще много горя.
Ломоносов был определен профессором в Академию.
Он преподавал несколько разных предметов: русский
язык, историю, физику, химию и другие.
Будучи уже профессором, Ломоносов продолжал терпеть
нужду. Его положение улучшилось только после вмешательства И. И. Шувалова,
графа Воронцова и других.
Тогда
императрица Елизавета Петровна пожаловала ему мызу и деревню.
Я знак бессмертия себе
воздвигнул
Превыше пирамид и крепче
меди,
Что бурный аквилон стереть
не может,
Ни множество веков, ни едка
древность.
Не вовсе я умру, но смерть
оставит
Велику часть мою, как жизнь
скончаю,
Я буду возрастать повсюду
славой…
М. В. Ломоносов.
Переложение 30–й оды Горация
«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и
Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения.Он создал
первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»
А. С. Пушкин
Сл 22. Работа
Сл 23.24-25( фото)
РАБОТА В ПЕТЕРБУРГСКОЙ
АКАДЕМИИ НАУК
•
1741 - адъюнкт физики
(впервые
в России стал читать лекции в АН на русском языке)
•
1745 год - профессор химии, стал первым русским академиком
•
1751 год - чин коллежского советника, пожаловано дворянство
•
1763 год - статский советник
Сл
24
Характерной чертой научно-исследовательской
деятельности Ломоносова является стремление связать воедино не только теорию и
практику в науке, т.е. теорию и эксперимент, но и теорию и практику в более
широком смысле – связать науку с производством, промышленностью, экономикой и
т.д. В 1758 году Ломоносова назначили
членом академической канцелярии и поручили ученому “особое смотрение за
Академическим, Историческим и Географическим собраниями, а также Университетом
и Гимназией”.
Сл
25
Ломоносов заботился о распространении
просвещения в России. В начале 50-х годов он предложил учредить в Москве
университет, открытый для людей всех сословий, и разработал проекты его устава
и внутреннего устройства. Указ об учреждении Московского университета был
подписан 12 января 1755 года, в Татьянин день, В апреле 1760 года шведская академия наук избрала Ломоносова своим почетным членом. Между тем, здоровье ученого заметно ухудшается. С марта 1762 года он долго болеет, не выходит из дома, но продолжает заниматься делами. 7 июня 1764 года Ломоносова на дому посетила Екатерина ??. Причиной этого визита послужило избрание его почетным членом Болонской Академии Наук.
Сл 26.-27 Открытия
Ломоносова.
Сл 28
ОТКРЫТИЯ
В ОБЛАСТИ ИСТОРИИ
Составил «Краткий Летописец
с родословием»
в котором изложил основные вехи русской истории, представляющие собой
перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно.
Он дал
краткую справку о правителях России, сменявших друг друга с древнейших времен.
Сл 29.
ОТКРЫТИЯ В ОБЛАСТИ
ПОЭЗИИ И ЛИТЕРАТУРЫ
Создание теории стилей и разработка правил
грамматики русского языка. В «Российской грамматике»
(1755), Ломоносов доказывал, что русский язык, сочетающий «великолепие
испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского,
сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского
языка», не менее других языков приспособлен к тому, чтобы на нём писать
стихотворения, прозу, научные работы.
Сл 30
ОТКРЫТИЯ
В ОБЛАСТИ ФИЗИКИ
Открыл
закон сохранения материи и движения
(закон
сохранения массы)
Разработал учение о том, что весь мир состоит из атомов
и корпускул (молекул) Сконструировал термометр
Но после смерти Ломоносова идея ночезрительной трубы была надолго забыта. Лишь спустя 185 лет, в дни Великой Отечественной войны, замечательное изобретение нашего ученого получило свое применение в виде ночезрительных биноклей с большим увеличением. Этими приборами оснащались зенитные батареи, и когда вражеский самолет ночью попадал в лучи прожекторов, дальность действия последних при наблюдении за самолетом в ночезрительный бинокль увеличивалась примерно в полтора раза.
Сл 31
ОТКРЫТИЯ
В ОБЛАСТИ ХИМИИ
•
Открыл первую химическую
лабораторию
в России
•
Составил рецепт для приготовления фарфоровых масс
•
Разработал принципы новой
науки «Физической химии»
Сл 32
ОТКРЫТИЯ В
ОБЛАСТИ АСТРОНОМИИ
•
Открыл атмосферу на Венере
•
Построил телескоп
Сл 33
ОТКРЫТИЯ В
ОБЛАСТИ ГЕОГРАФИИ
•
Составил «Полярную карту»
•
Разработал приборы для морского
кораблевождения
•
Создал новую науку – экономическую географию
Сл 34
ОТКРЫТИЯ
В ОБЛАСТИ ГЕОЛОГИИ
•
Создал теорию о возникновении минералов и металлов
•
Разработал теорию о причине
землетрясений
Сл 35
Ломоносов – художник
Открыл секрет изготовления смальты
Изготовил 40 мозаичных картин
Избран
почетным членом Петербургской Академии художеств
Сл 36. Мозаика М. В. Ломоносова в здании Академии Наук.
Сл 37
Умер Михаил Васильевич Ломоносов в возрасте
пятидесяти трех лет, 15 апреля 1765 года и похоронен
в
Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.
Сл 38
Жалею только о том, что не мог я совершить всего
того, что предполагал я для пользы Отечества, для приращения науки и для
славы Академии», - сказал перед кончиной Михаил Васильевич Ломоносов.
Сл 39. На благо России (
юбилей через века)
Сл 40-41
«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут»
Сл 42
Однажды один вельможа указал Михайле Ломоносову на
дырку в его кафтане, вопросив с издёвкой: "Что это у вас, уважаемый
академик, ум из кафтана выглядывает?" "Нет, - отвечал Ломоносов, -
это глупость туда заглядывает".
Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...Не стыдитесь! что за дело?
Это многих славных путь
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын
Родившийся под северной звездой.
В историю вошел, достойный
славы Россов,
Михайло Ломоносов,
Имя Ломоносова является символом патриотизма,
образцом служения народу, примером самоотверженной
борьбы за науку.
Сл 43
Гениальные способности, глубокая любовь к науке,
неизменное трудолюбие, пламенный патриотизм, непреклонная твердость воли при
достижении цели — вот отличительные черты Ломоносова.
Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой
интересов; обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию,
технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку для
развития производительных сил, поднятия благосостояния страны.
Сл 44
И как писал академик С.И. Вавилов:
“Только
теперь, спустя 2,5 века, можно
с достаточной полнотой охватить и должным образом
оценить все сделанное этим удивительным богатырём науки.
Достигнутое им одним в областях физики, химии,
астрономии, приборостроении, геологии, географии, языкознания и истории
достойно было бы деятельности целой академии”.
Сл 45
Его слова звучат доныне
Как мудрый молодым завет.
Они важны для нас сегодня,
Хоть минуло немало лет.
И к нам он тоже обращался
Через года, через века…
Делами, знаньями в науках
Прославим память земляка!
Сл 46. Ода Ломоносову. (Катя Софонова, 11 класс)
Великий наш земляк, Михайло
Ломоносов,
Светило с давних лет от нас,
Чье имя свято у великороссов
Средь почитателей наук и
фраз!
От юбилея к юбилею о Вас
брошюры издают,
Медали, бюсты, акварели в
награду
юным раздают
За дерзновенные успехи на
поприще ума,
Таланта – от Вас
благословенного труда!
О, вы завещали дерзновенно
В ученьи опыт находить,
И одобряли непременно
К труду науку
приложить.
Ах, если б только Вам
случилось
Попасть в Россию в наши
времена,
То голова бы, верно,
закружилась -
Настоль наука в жизнь
воплощена!
Мечтаньям Вашим подражают,
Научное зерно ценя.
Потомки дело продолжают,
К звездам стремятся, в
космос окна отворя.
Веществ строенье изучили,
Узнали, Вам благодаря.
С раченьем атом расщепили,
Приставку «нано» всем даря.
За родину душой радея,
Храня богатство языка,
Искусной речью Вы владея,
Три стиля дали на века.
Отныне обладаем ими,
Движимы целями благими,
Используя в ученьи книги,
ИКТ и СМИ!
В мозаиках Ваших краски
блещут,
Враги Петра на них трепещут.
Ваш образ не в дворце - в
граду
У северян всех на виду!
На вашей Родине вас чтут,
Вам подражают, дело берегут.
Три века… Юбилей не малый.
И Вас народ благодарит
И за Платонов, и Ньютонов,
Сл 47.
Свершён на свете подвиг
человека.
И минуло два с лишним века -
Россией Ломоносов не забыт!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
БУДУ РАДА ВАШИМ КОММЕНТАРИЯМ!