менюшка

Этика как понятие



Сценарий.



Сл.1. Заголовок

Что ж такое этикет?
Кто-то знает, кто-то - нет.
Это ПРАВИЛА такие
ПОВЕДЕНИЯ, когда
Мы привычки все плохие
Забываем навсегда.
Ты усвоил ЭТИКЕТ,
И дурных привычек нет!

Эти правила не сложны.
Их легко запомнить можно.
И для вас сейчас, ребята,
Мы раскроем их секрет.



Сл. 2.
Этикет – это составная часть внешней культуры общества, это своеобразный ритуал, который выражается в детально разработанных правилах поведения, организующих жизнь общества.  «Этикет (фр. etiquette – ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям .

Сл. 3. Значение этикета
Сл.4.

Практическое значение этикета состоит в том, что он дает возможность людям без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.

Этикет в наши дни (современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах.




Сл.5.Виды этикета.
Сл. 6-7.
Этикет может значительно отличаться в зависимости конкретной эпохи и культурной среды. Его также можно условно разделить на ситуационный и профессиональный, светский и деловой, хотя чётких границ между ними зачастую провести невозможно, так как правила различных разделов этикета повторяются, включают правила других разделов (иногда немного изменённые), исходят из основных норм поведения.

    Речевой этикет
    Столовый этикет
    Свадебный этикет
    Траурный этикет
    Этикет «выходного дня» (театральный, концертный и др.)
    Дипломатический этикет
    Профессиональный этикет (воинский, медицинский, юридический, сервисный и др.)
    Религиозный этикет
    Служебный этикет
    Телефонный этикет

Сл. 8. История этикета.
Сл. 9

Слово "этикет" впервые появилось в обиходе при дворе Людовика XIV На королевских приемах гостям вручали карточки (этикетки) с правилами поведения, и от названия карточки пошло слово "этикет".


Сл. 10

Древнейшим сведениям об этикете насчитывается примерно пять тысяч лет.
Жизнерадостные греки, превозносившие любовь к Родине, готовность отдать жизнь за нее, поклонялись разуму, силе и красоте. Сдержанность в будни, раскрепощенность в праздники и ярость в бою - наиболее ценимые формы поведения грека.

Древний Рим, хотя и принял греческую культуру за основу, был не стабилен нравственных и эстетических нормах. Естественно, что это находило отражение и в этикете: невоздержанность в поведении, проявление чувств, стремление покорить роскошью в нарядах и празднествах.

В эпоху средневековья особенно выделяется пышный и каноничный этикет Византии, впитавший в себя культуру Запада и Востока.

Еще не зная слова "этикет", придворный церемониал создали на Востоке. Европейцы же до сих пор с трудом постигают японский кодекс учтивости. Японский этикет обусловлен многовековыми традициями, сложнейшей иерархией сословных расслоений. Японский этикет обязывает к крайней деликатности и основан на заботе о том, чтобы не поставить собеседника в неловкое положение. Но ведь Восток - это не только Япония. О том, как себя вести в обществе, знали и жители Древнего Китая. Древнекитайский этикет насчитывает более тридцати тысяч церемоний.

Сл. 11

Что касается России, то до XVIII века состоятельные граждане жили, руководствуясь "Домостроем". Книга представляла собой свод правил, написанных священником Сильвестром в эпоху Ивана IV. Единоличная власть в семье принадлежала отцу: он и суд семейный решил, и жену лукавую наказывал, и сокрушал ребра сыну за непослушание.
Активным проводником европейских манер в России стал Петр I.

Для просвещения дворянских отпрысков царь велел трижды переиздать популярную в Европе книгу "Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению, собранное от разных авторов". Многие из правил не утеряли актуальности и поныне.
Современный этикет унаследовал обычаи и традиции практически всех народов от седой древности и до наших дней.

Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического развития.
Не следует забывать, что нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписанного соглашения о том, что в поведении людей считается общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные правила этикета, но и понимать необходимость определенных норм взаимоотношений. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие взаимоотношения.

Сл. 12. Азы этикета.
Сл. 13. Национальный этикет

Независимо от того, куда вы едете, некоторые правила этикета остаются неизменными. Вы не достигнете вершины в бизнесе, если не будете соблюдать этикет той страны, с которой сотрудничаете. Чем больше информации вы получите о той стране, в которую собираетесь, тем лучше. Вы выкажете интерес и уважение к своим зарубежным партнерам, если сможете говорить на их языке или будете знать хотя бы несколько фраз. Перед отъездом попробуйте выучить, по крайней мере, как сказать <пожалуйста> и <спасибо> . Помимо этого, полезно научиться считать до десяти и называть свое имя. Выучить эти простые фразы совсем не трудно. Благодаря им вы превратите официальный прием в дружеский, сердечный.

Проявите также интерес к новой для вас культуре, музыке и искусству. Будьте восприимчивы и лояльны к политике, религии и, главное, запомните: лучше переоценить, чем недооценить. Независимо от того, куда вы едете, некоторые правила этикета остаются неизменными.

Уважайте традиции в еде, праздники, религию и правительство страны, в которой вы гостите. Не сравнивайте со своей страной. Ничего не критикуйте.
Всегда вставайте, когда звучит национальный гимн государства. Повторяйте действия ваших хозяев.
Рукопожатия важны в Европе и ими не стоит пренебрегать при знакомствах и приветствиях.

Подождите, пока женщина протянет вам руку, так как в некоторых странах все еще не принято пожимать женщинам руки.

Во Франции и странах Средиземноморья будьте готовы к поцелуям в щеку, а в странах Латинской Америки - к объятиям.

В Индии приветствие символизируют прижатые друг к другу ладони.

В большинстве стран почти все взрослое население курит. Там о правилах запрета на курение и не слыхали. Исключение составляют исламистские государства, где курить не принято. Избегайте жестов так же, как и сленга.

Такие жесты, как соединенные в кольцо большой и указательный пальцы, знак победы в виде и поднятый вверх большой палец, в различных странах имеют неодинаковые значения.

Сл.14. Деловой этикет или 6 правил нравиться людям

Деловой этикет - это свод определённых правил поведения, принятых в сфере производства, услуг, культуры, науки и т.д., то есть в сфере вашей профессиональной деятельности. Соблюдение служебно-делового этикета зависит от времени и обстоятельств. В отличие от норм морали (этики) правила этикета в большей степени являются условными и носят характер неписаных законов, которые все неукоснительно соблюдают.

В любых жизненных ситуациях надо стремиться к хорошим отношениям со всеми, даже если сталкиваешься с человеком на короткое время. Буфетчица, вахтёр, гардеробщица - всё это сотрудники, с которыми мы сталкиваемся и быстро расходимся на целый день. Можно пройти мимо, не обратив внимания, а можно поздороваться, улыбнуться и сказать несколько приятных слов.

Имидж делового человека. Каждый из нас создаёт из себя определённый образ, как сейчас говорят - имидж. Он может быть различным: доброго и приятного в общении человека, недотёпы, грубияна, скандалиста... Сколько людей - столько и образов.

Во многом наш образ зависит от восприятия нас другим человеком. Создавая свой образ, каждый человек должен подумать, каким он хочет быть в глазах окружающих.
Американский психолог Дейл Карнеги в своей книге <Как завоевать друзей и оказать влияние на людей> предложил шесть правил искусства нравиться.

Первое - искренне интересоваться другими людьми. Чтобы познать других, надо меньше говорить о себе, больше слушать других, в беседе меньше употреблять местоимения . Стараться выяснить, что ваш собеседник думает по тому или иному вопросу, как он живёт, чем интересуется.

Второе - улыбаться людям. Человек с улыбкой в глазах и на губах всегда нравится людям. Улыбка без иронии и ехидства, идущая изнутри человека, скажет: <Я рад тебя видеть, мне приятно говорить с тобой>.

Третье - обращаться к собеседнику по имени. Чтобы лучше запомнить имена тех, с кем знакомишься, надо мысленно повторить несколько раз это имя, а еще лучше - записать.

Четвёртое - уметь слушать собеседника, при этом задавать вопросы, на которые самому хотелось бы ответить. Уметь посочувствовать человеку, если он нуждается в этом. Если у вас возникло желание перебить собеседника, сделайте глубокий вдох и дайте собеседнику продолжить свою мысль. Внимательный собеседник заметит это и оценит.

Пятое - говорить с собеседником о том, что его интересует. Это самый верный путь к сердцу человека.

Шестое - внушать друзьям, коллегам осознание их собственной значимости для вас, коллектива, семьи... Но делать это надо искренно. Надо видеть достоинства других людей, хвалить их и благодарить за то доброе , что они делают для нас. Хорошие слова приятны окружающим. После хороших слов, сказанных людям, вы сами почувствуете, что становитесь добрее.

Все, о чем здесь было сказано, адресовано как руководителю предприятия, офиса, компании, так и всем её служащим.





Сл. 15. Несколько важных общих принципов делового общения

избегайте жаргонных слов и оскорбительных
выражений;

умейте слушать других и показывать, что вам это интересно;

правильно произносите имена и фамилии;

все служебные тайны, как профессиональные, так и личные, храните при себе;

говорите кратко и по существу;

не <якайте> , то есть реже используйте местоимение <я>

- говорите, опираясь на факты, не увлекаясь деталями

Сл. 16. Речевой этикет

это совокупность всех этикетных речевых средств и правила их использования в тех или иных ситуациях.
Как начать беседу
В зависимости от сложившейся обстановки между собеседниками, возможны различные варианты начала беседы.
Если на вечеринке куда вас пригласили, вы не находите знакомых людей, не падайте духом. Возьмите инициативу на себя и найдите такого же одинокого человека, как и вы и постарайтесь обратиться к нему с такой фразой: « Привет! Мое имя …» А дальше можно попросить помочь разобраться, кто есть кто из гостей. Познакомившись, можно поделиться информацией о семье, работе, учебе, увлечениях и т. д.
В людном месте просьба о помощи является хорошим началом разговора. В магазине можно попросить рассказать о товаре, в библиотеке осведомиться о наличии той или иной книги, в спортивном зале обратиться с помощью, показать, как правильно пользоваться тем или иным тренажером, на улице – попросить указать дорогу к тому или иному дому.
Можно начать разговор, предварив его комплиментом собеседнику, например, восхититься его (ее) прической или каким-либо предметом туалета и попросить рассказать, где можно найти хорошего мастера по прическам или где приобрести понравившуюся вещь. Мужчине предпочтительнее делать комплимент относительно его великолепной физической формы, а женщине – относительно ее безупречного вкуса.
Для начала разговора могут вполне подойти и банальные фразы, например: «Сегодня прекрасная погода, не правда ли?», « Не кажется ли вам, что сегодня невыносимо жарко?», « Мы с вами где-то встречались» и т. д.
Как продолжить беседу
Для того, чтобы продолжить разговор, собеседнику допустимо задавать самые разные вопросы, пытаясь узнать его взгляды на политику, современную или классическую музыку, можно поинтересоваться его вкусами и увлечениями. Эти разговоры помогут установить общий круг интересов, а также преодолеть застенчивость. Смело можно поделиться каким-либо забавным или необычным случаем, произошедшим с вами, увидеть реакцию собеседника и вместе обсудить эту историю.
Необходимо учесть, чтобы собеседнику было интересно с вами общаться; нужно и самому быть всесторонне развитым и хорошо информированным. Это значит, что вы должны быть в курсе последних событий в политике, уметь разбираться в кинематографе, спорте и музыке. Читайте больше хороших книг, журналов, газет, ходите в кино, театры, слушайте музыку. Нужно также научиться быть внимательным слушателем, ведь любому человеку интереснее рассказывать, чем слушать. Если вы постигните науку слушать внимательно, не перебивая, и слышать, показывая свою заинтересованность уместными тактичными вопросами, то вам легко будет найти собеседника.
Не нужно подавлять собеседника собственной эрудицией.
Не стесняйтесь спросить о том, чего вы не знаете. Многие люди с радостью поделятся своими знаниями с собеседником. Для продолжения разговора уместна будет фраза: «Впервые слышу об этом. Расскажите, пожалуйста, подробнее!»
Как закончить беседу
Чтобы не потерять собеседника и единомышленника, важно правильно закончить беседу. Делать это нужно вежливо, но решительно, дабы не обидеть партнера. Когда вы понимаете, что беседа исчерпана, не пытайтесь удержать собеседника, выискивая нервно новые темы. Лучше попрощаться с достоинством, закрепив хорошее впечатление о себе предыдущим разговором. Прощаясь, уместно будет применить фразы: « Приятно было познакомиться!», « С вами интересно общаться, нам непременно нужно встретиться еще раз» и т.д.
Если же ваше время ограничено, нужно дать понять об этом вашему собеседнику, при этом всем видом показывая, что вы торопитесь: поглядывая на часы, поднимаясь со стула, направляясь к выходу. Чтобы, уходя не оставить о себе негативное впечатление, уместно было бы ответить на последнюю фразу собеседника словами: «Поддерживаю вас!», « Без сомнения, вы справитесь. Мне пора, к сожалению. Обязательно продолжим этот разговор при следующей встрече!»



Чего в разговоре лучше избегать? О себе следует говорить в самую последнюю очередь, таким образом, вы покажете свою воспитанность.
Не следует перегружать своих новых знакомых и партнеров рассказами о своих невзгодах и заботах. Такие вопросы обсуждаются, как правило, в кругу семьи или близких друзей, а уж если вы хотите отдохнуть и развлечься, не стоит тащить за собой ворох своих проблем в общество.
Не нужно также обсуждать в присутствии посторонних проблемы личного характера, которые были бы неприятны собеседнику.
Чтобы не прослыть болтливым и не потерять доверие, лучше не делиться доверительной информацией и не акцентировать внимание на вещах, имеющих деликатный характер. Не стоит, также обсуждать слабости других – это занятие неблагодарное. Непорядочно пытаться поднять свой рейтинг за счет других. Воспитанные люди не будут обсуждать человеческие слабости в обществе.
Беседа должна быть интересной для всех.
Помните, что в беседе вы также должны принимать активное участие, а не только впитывать информацию – этого требует истинная обходительность. Неприлично стоять и молчать, когда вас пытаются развлечь

Не нужно первым начинать разговор с высокопоставленными лицами, пользующимися большим уважением. Гораздо приличнее будет дождаться, когда эти люди сами обратят на вас внимание. Не стоит покидать собеседника до окончания разговора.
Если ваш собеседник высказывает свою точку зрения, не совпадающую с вашей, не нужно раздражаться или горячиться.

Сл. 17. Цветочный этикет

Цветы являются одним из самых лучших и универсальных подарков, который можно преподнести родным и близким, друзьям и деловым партнерам. Цветы прекрасно дополнят и основной подарок.
Как правило, цветы дарят по поводу какого-либо торжества. Но иногда их преподносят и просто так, ведь они всегда радуют глаз и всегда кстати. Особенность цветов заключается в том, что дарить их можно в любое время, потому как для выражения своих чувств не обязательно нужен повод. Цветы все скажут сами, надо только внимательно отнестись к выбору букета, учитывать, кому и по какому случаю он будет преподнесен, в общем, знать элементарные правила цветочного этикета.

Какие цветы выбрать
В зависимости от того, кому предназначается букет, подбирают определенный вид цветов и даже упаковку. Решающими факторами при выборе букета являются: пол, возраст, социальный статус, а также характер человека, которому преподносят букет.
При составлении букета учтите, что:
- для официальных встреч подойдут яркие, свободно собранные букеты из цветов красных и оранжевых оттенков, которые символизируют дружбу, тепло и радушие. Например, букет из 5-7 тюльпанов или гвоздик;
- букеты (или корзины) к юбилеям должны быть особенно торжественны, больших размеров, собранные из дорогих цветов;
- если человека провожают на пенсию, то букет для него компонуют из цветов красных тонов, символизирующих жизнь;
- приглашая девушку в ресторан, уместно преподнести ей какой-нибудь экзотический цветок (например, орхидею);
- букет невесты зависит от ее роста, комплекции, свадебного туалета. Например, для невысокой и хрупкой девушки подойдет изящный букетик. Ну а если невеста высокая и крупная, то отдайте предпочтение букету побольше (но не выбирайте цветы длиннее 30-35 см и более 5-9 штук). Кстати, если раньше традиционными для невесты считались нежно-розовые или белые цветы, то сегодня букет может быть самым неожиданным, но обязательно сочетающимся с цветом и длиной свадебного платья. И не забудьте дополнить букет зеленью папоротника или аспарагуса и придать ему округлую форму, а внизу скрепить бантом с длинными концами;
- при появлении на свет девочки в подарок матери приносят розовый или красный букет, а мальчика - синий, голубой или фиолетовый;
- если вы приглашены на новоселье, то комнатный цветок в горшке будет самым уместным подарком, только постарайтесь заранее узнать, какой цветок хотели бы иметь новоселы;
- навещать больного лучше с нежными цветами изящной формы и без резкого запаха.
Кроме того, при составлении букета старайтесь придерживаться следующих правил:
- не стремитесь дарить очень большой букет. Помните, что он не должен быть ни слишком скудным, ни слишком большим и плотным, как веник;
- по русской традиции, принято дарить нечетное количество цветов (четное количество цветов служит знаком скорби и последнего прощания);
- головки цветов располагают в разных плоскостях;
- колючки, шипы, другие острые части растений не размещают снаружи;
- крупные округлые соцветия не должны быть обращены друг к другу или вниз;
- букет, предназначенный для подарка, обязательно должен быть в специальной упаковке.
При покупке букета думайте о человеке, которому он предназначается. Хорошо, если вы знаете, какие именно цветы любит тот, кому вы хотите их преподнести. Если же нет, то просто представьте, что может порадовать дорогого вам человека, и тогда не ошибетесь с выбором. Помните, что иногда маленький букетик подснежников может передать больше нежности и теплоты, чем пышные многозначительные розы.


Сл 18.

мужчинам дарят цветы одного сорта. Классический вариант: белые и красные розы с обязательной зеленью;

женщинам предпочтительнее дарить яркие, ажурные композиции;

для детей хороши воздушные букеты разных цветов и окраски;
мужчинам дарят цветы одного сорта. Классический вариант: белые и красные розы с обязательной зеленью;

женщинам предпочтительнее дарить яркие, ажурные композиции;

для детей хороши воздушные букеты разных
цветов и окраски;


Сл. 19

на 8 марта принято дарить мимозу, тюльпаны, гиацинты и нарциссы;

- в День Победы и День защитника Отечества - красные и белые гвоздики;

по русской традиции, принято дарить нечетное количество цветов
(четное количество цветов служит знаком скорби и последнего прощания);


Сл. 20 Этикет в общественных местах

Традиционно мужчина пропускает вперед женщину; младший уступает дорогу старшему; подчиненный начальнику. Из двух людей равного возраста, занимающих одинаковое положение, первым проходит тот, кто ближе к двери.

Если перед вами двухстворчатые балансирующие двери: женщина, идущая впереди, берется за ручку правого крыла и притягивает ее к себе, стоящий за ней мужчина перехватывает ручку и придерживает дверь, женщина проходит, за ней мужчина. Левое крыло двери следует оставить в распоряжении людей, идущих навстречу.

Если вы привели в дом гостя. Первой входит хозяйка, за нею гость. Если хозяин мужчина — первым входит гость. Ну а если он не знает дороги или за дверью темно? В таком случае хозяин входит первым, говоря: «Позвольте, я вас проведу» или: «Пожалуйста, за мной». Точно также следует поступить, если гость — женщина.

Когда особенно уважаемого человека необходимо провести по учреждению или по квартире, где на пути попадутся несколько дверей, вежливость требует от встречающего вести себя следующим образом: открыть дверь, пропустить гостя, потом слегка опередить его в направлении следующей двери, открыть эту дверь, пропустить гостя, опять чуть опередить, открыть следующую дверь и пропустить.

Поговорим подробнее о том как правильно себя вести  на :

Сл.21. Лестница.

Раньше было принято, чтобы мужчина, поднимаясь по лестнице с женщиной, непременно шел впереди нее. В настоящее время определился несколько иной порядок: целесообразно и потому оправданно, чтобы мужчина стремился опередить даму только в тех случаях, когда лестница темная, крутая или шаткая. Если обстоятельства складываются иначе, впереди идет женщина. При спуске первым идет мужчина, за ним женщина.

Если кто-то учтиво уступает вам дорогу, проходя мимо, либо слегка поклонитесь, либо скажите: «Благодарю вас». Если вы на узкой лестнице и навстречу идет пожилой человек, начальник или дама, нужно приостановиться и сделать небольшой шаг в сторону, пропуская идущего.

Когда на лестнице сталкиваются мужчина и женщина, идущие в разных направлениях, женщина не обязана отходить от перил, даже если это противоречит правилу «правостороннего движения», стороны лестницы с перилами — привилегия слабого пола, пожилых и детей.

Сл. 22. Лифты, эскалаторы

Лифт — это такая же «общественная территория», как улица или лестница, здесь можно не снимать головной убор. В лифте, как и в любом другом месте, здороваемся с теми, кого приветствуем всегда.

В переполненном общественном лифте мужчина не снимает шляпу, если даже он сопровождает женщину. В лифте жилого здания или гостиницы жилого типа он, пожалуй, снимет шляпу, когда войдет женщина, если руки у него не заняты свертками.

В автоматических лифтах женщина, если она едет без сопровождающего, сама нажимает нужную кнопку. Находящийся в лифте мужчина, если он стоит близко к панели, спрашивает остальных (прежде всего женщин), какой этаж им нужен, и нажимает кнопки. В полных лифтах воспитанные люди отступают в сторону или на время выходят, чтобы дать возможность выйти стоящим сзади. В лифтах служебных зданий мужчины стоят в стороне, давая женщине войти, если только они не сопровождают их.

Мужчина, сопровождающий женщину, дает ей первой войти на движущийся вверх эскалатор, если только по какой-либо причине ему не надо встать выше и помочь ей сойти. При случае он обычно сходит с эскалатора первым, чтобы помочь женщине, если она оступится.

Сл. 23.Магазин

Современный жизненный ритм требует от нас быстрых и четких реакций. Но в магазине мы бываем почти ежедневно, и не всегда целью визита является покупка. Мы заходим в магазин посмотреть новые поступления, прицениться, получить консультацию по интересующему нас товару.

В дверях магазина или учреждения прежде пропустите выходящих, а уж затем входим сами, таким образом, вы не станете причиной образования «пробки» внутри помещения. В больших магазинах или других учреждениях массового сервиса мужчина может не снимать головной убор. Однако там, где клиент обслуживается индивидуально полезно не забывать во время снять шляпу и поздороваться с тем, кто будет вами заниматься.

Делая покупку в магазине, нелишне помнить о том, чтобы не утомлять продавца мелкими капризами или затянувшейся нерешительностью. Подходя к кассе, нужно иметь наготове приблизительную сумму денег, необходимых для покупки, а не искать их в кошельке или карманах в последний момент. Не следует медлить и пересчитывая сдачу.


Сл. 24. Общественный транспорт


Перед посадкой в транспорт необходимо дождаться пока пассажиры выйдут из него,

Мужчина входит за женщиной, а при выходе первым, подавая ей руку.

В транспорте принято уступать места пассажирам с детьми, инвалидам, пожилым людям и беременным женщинам.

.Неприлично заглядывать в читаемую другим пассажиром книгу или газету.

Признаком дурного тона считается громкий разговор или смех в транспорте.

Если Вы кого-то толкнули или наступили на ногу следует обязательно извиниться.



Сл. 25.Автомобиль

Нормы поведения, связанные с автомобилем, подразделяются на две категории: регулирующие взаимодействие с остальными водителями и те, что касаются отношений с пассажирами. Первые прописаны в правилах дорожного движения и обязательны для выполнения, а вот вторым следуют только культурные люди, знакомые с нормами современного этикета.

Мужчина не должен садиться за руль раньше, чем откроет женщине дверь и поможет ей сесть в машину. Пожилым людям тоже необходимо оказывать подобные услуги вежливости. Выходить из машины во время повседневных поездок женщина вполне может и сама, особенно если сидит впереди, рядом с водителем. Но в официальных случаях водитель должен выйти из автомобиля и открыть даме дверь снаружи, а затем - подать руку и помочь выйти. Всегда нужно помогать женщине вынести багаж, если таковой у нее имеется.

Всем известно, что нельзя садиться за руль в нетрезвом состоянии, но нежелательно также вообще допускать в автомобиль пьяных, поскольку их неадекватное поведение может стать причиной аварии. Нетрезвый человек способен отвлечь внимание водителя или намеренно помешать ему управлять машиной.

При использовании услуг такси нужно соблюдать особые правила. Первой в такси нужно посадить женщину, а самому сесть рядом с ней, на заднее сиденье. Просить водителя такси увеличить скорость - если, например, Вы опаздываете - недопустимо, но выказать желание ехать помедленнее - можно.
Нельзя садиться в автомобиль,  если ты не знаешь людей и водителя!


Сл. 26. Кафе.

В кафе мужчина входит первый. В гардеробе мужчина раздевается, а затем помогает раздеться даме, номерки хранит у себя. Покидая ресторан, мужчине следует действовать в обратном порядке: сначала подать пальто спутнице, а потом уже одеться самому. Выбрав столик, мужчина, слегка выдвинув стул,
 помогает даме сесть. Если дама встает со своего места, присутствующие
за столом мужчины тоже должны подняться. То же самое необходимо сделать, когда она возвратится



Сл. 27. Улица, дорога.

Основное правило этикета для пешехода таково:  идя по тротуару, необходимо придерживаться правой стороны. Если же по какой-либо причине приходится идти по шоссе, то нужно передвигаться по левой стороне дороги: Чтобы  обогнать идущих впереди людей, желательно обходить их слева. Если нет возможности обойти тех, кто идет впереди, следует вежливо попросить дороги, произнеся: «позвольте пройти».
На улице не следует расталкивать прохожих, махать руками и громко смеяться и разговаривать


Сл. 28. Театр.

Как известно, театр начинается с вешалки, вернее с гардероба. Правила здесь не отличаются от общепринятых: мужчина сначала помогает снять верхнюю одежду даме, и только потом раздевается сам. Номерки кавалер оставляет у себя. Хранить их нужно в кармане, а ни в коем случае не вертеть на пальце.
Театр – особое место, сюда не принято приходить в джинсах и кроссовках, а уж тем более в спортивном костюме. Для мужчин обязателен темный костюм, светлая рубашка и галстук. Женщины же обычно посещают театр в вечерних платьях. В зрительный зал кавалер входит первым, показывая билетёру билеты, к местам первым проходит кавалер, показывая дорогу и освобождая проход. Разглядывать зрителей в зале в бинокль в театре считается верхом неприличия – он используется исключительно для просмотра спектакля 

В театре важно занять своё место вовремя. Если ваши места в середине зала, лучше занять их немного раньше, чтобы не беспокоить сидящих по краям, в обратном случае, напротив, можно немного задержаться. Если всё же кто-то проходит в середину, после того, как Вы уже заняли своё место, нужно встать, чтобы дать им возможность пройти. Мужчина помогает сесть даме, опуская сиденье кресла, затем садится сам. . Разваливаться в кресле или присаживаться лишь на край не следует. Не стоит сидеть закинув ногу на ногу или широко расставив ноги. Правила этикета при посещении кинотеатра менее строги, чем при посещении обычного театра, но они всё же существуют. Отличие состоит, например, в более свободном стиле одежды: здесь вполне уместны джинсы и свитер. Однако посещать кинотеатр, как и любое другое общественное место, в спортивном костюме всё же не следует.

Следует обратить внимание, что не во всех кинотеатрах есть гардероб, поэтому вполне прилично сидеть в зрительном зале в одежде. Её можно снять, но расположить таким образом, чтобы она не мешала соседям.

Занимать свои места следует после приглашения в зрительный зал. При проходе к местам действует тот же принцип, что и в театре: мужчина проходит к ним первым, помогая сесть даме. В отличие от театра, занять своё место обычно можно, даже опоздав на несколько минут. Специально для таких случаев перед показом фильма обычно показывают краткий рекламный блок или анонс предстоящих премьер, раньше его называли «журналом». После его окончания в зале на несколько секунд зажигают свет. Если вы прибыли уже после того, как закончился рекламный блок, то следует занимать свободные места с краю.

Также как и в театре в кинотеатре во время киносеанса не следует громко разговаривать (в том числе и по мобильному телефону), долго и громко смеяться или мешать просмотру фильма другим образом. Мобильный телефон перед началом киносеанса следует отключить или поставить в бесшумный режим.


Сл. 29. Телефон.

Телефонный разговор немного проще обычной беседы: здесь Вам не нужно следить за своей мимикой или позой. А вот голосу при телефонной беседе следует уделить больше внимания. Говорить следует спокойно, чётко и по возможности кратко.

Без телефонной связи немыслимо современное общество. Именно возможность поговорить с человеком, находящимся на очень значительном расстоянии, явилась решающим толчком для мировых процессов объединения, консолидации действий всех стран. В быту и на работе, а теперь и - благодаря технологиям мобильной связи - в дороге и на отдыхе, люди соединены паутиной телефонных разговоров. Традиция использования телефонов насчитывает уже более ста лет, а в последние сорок, после появления автоматических телефонных станций, обрела современную форму. Чтобы поговорить с кем-либо, нужно просто набрать его номер. Телефонные беседы подчиняются тем же правилам этикета, что и обычные разговоры, но есть и специфические особенности. Современные телефонные аппараты имеют функцию регулировки громкости, поэтому лучше говорить громко и отчетливо: уменьшить громкость легко, а вот если собеседник еле шепчет, то практически невозможно разобрать, о чем именно он говорит.

Затягивать беседы не стоит. Во-первых, использование телефонной связи не бесплатно, а во-вторых, невежливо отнимать время у, возможно, занятых людей. Известно, что по телефону гораздо легче высказать неприятные вещи, обругать человека, испортить отношения. Поэтому не стоит затевать разговора, находясь в дурном, раздраженном настроении. Если все же необходимо выяснить отношения или обговорить острый вопрос, лучше отложить это до личной встречи.

Не надо поднимать трубку сразу после того, как раздается звонок. Лучше выдержать пару гудков, а потом ответить. Начинать разговор нужно со слова «алло», «слушаю» или «да». Если звонящий ошибся номером, не стоит долго выяснять, «на какой номер он попал?» и «кто говорит?» Лучше вежливо извиниться и повесить трубку.

Если во время беседы происходит обрыв связи, перезвонить должен тот, кто был инициатором разговора. Это простое правило позволит сэкономить немалое количество времени, так как если люди одновременно набирают номера друг друга, телефонная станция выдает сигнал «занято», и соединение не устанавливается. Завершает разговор обычно тот, кто был его инициатором.
Нельзя звонить на домашние телефоны даже хорошо знакомых людей до восьми часов утра и после одиннадцати часов вечера. В случае, если домашний телефон подвергся атаке телефонных хулиганов, не надо вступать с ними в пререкания и ругаться - ведь это и является их целью. Необходимо сразу обратиться в милицию.

Когда к телефону просят пригласить кого-то из домашних, а в данный момент позвать человека к телефону нет возможности, обязательно следует поинтересоваться, не нужно ли что-нибудь передать. Потом, естественно, нужно не забыть рассказать о звонке тому, кому он был адресован.
Весьма удобно пользоваться автоответчиком, если есть необходимость регистрировать все звонки, поступающие на определенный телефонный номер. Существуют правила пользования этим прибором, и каждому воспитанному человеку нужно их запомнить.

Запись, приглашающая звонящего,  оставить свое сообщение, должна быть вежливой и понятной. Сразу должно становиться ясно, что трубку снял не человек, а записывающая машина.

Если после ответа вызываемого абонента становится ясно, что говорить придется с автоответчиком, бросать трубку ни в коем случае нельзя, это очень невежливо. Ничего страшного в автоответчике нет. После специального сигнала следует назваться, кратко изложить суть вопроса и отключиться. Нужно стараться уложиться в шестьдесят секунд, так как некоторые модели имеют минутное ограничение для каждой записи.

Прослушав записи на автоответчике, его владелец должен обязательно перезвонить всем людям, оставившим сообщение. Говорить лучше начать после сигнала и небольшой паузы (около 3 секунд). Некоторые автоответчики могут ограничивать время записи (обычно 1-3 минутами), поэтому следует быть предельно кратким. Обязательно оставьте номер Вашего телефона для связи.

Существует несколько общепринятых правил телефонных разговоров:


• если разговор прерывается по техническим или иным причинам, то перезванивает звонивший,

• беседа должна быть краткой и ёмкой,

• говорить надо не слишком громко, но так, чтобы абоненту Вас было хорошо слышно,

• в случае, если Вы ошиблись номером, то не следует спрашивать: «Куда я попал?», лучше сразу спросить «Это номер (номер который Вам необходим)?

• не принято звонить до 8 утра и после 10 вечера.

Мобильный телефон

Есть вибросигнал. Всегда отключай звуковые сигналы на важных деловых встречах, в музеях, кино, театрах, церкви, то есть везде, где нужно охранять сосредоточение других людей. Почувствовала сигнал? Найди паузу в разговоре, извинись. Если твои собеседники или ситуация позволяют разговаривать на месте - отлично, если нет - выйди из помещения и только тогда сними трубку или перезвони по определившемуся номеру. Помни, часто даже свет от дисплея твоего телефона может помешать окружающим наслаждаться спектаклем, слушать музыку или внимать молитве. Подумай, может быть в некоторых случаях стоит пренебречь срочными звонками и выключить телефон полностью.


Сл. 30. Церковь.
Церковь — это оплот религиозных норм, все под ее сводом подчиняется строгим правилам и канонам. Даже те православные христиане, которые не слишком ревностно соблюдают религиозные нормы, время от времени посещают церковь. Потребность или необходимость в этом хоть раз в жизни возникала, пожалуй, у каждого человека.

Вот что говорится церковными служителями о требованиях к посетителям церкви:

1. Перед приходом в церковь.
Категорически запрещается приходить в храм в нетрезвом состоянии, приносить или приводить с собой животных.
Для посещения церкви оденьтесь скромно. Ваша одежда должна быть пристойной и опрятной. Не навешивайте на себя украшений, а тем более драгоценностей. Не одевайтесь в коротенькие платья и юбки, шорты и одежду с коротким (выше локтя) рукавом, майки и пляжные костюмы.
Женщины должны быть одеты в женскую одежду.
Собираясь в Дом Божий, не накрашивайте губы и лицо, не помазывайте себя даже слабо пахнущими одеколонами или духами.
Женщинам не положено посещать церковь, когда они пребывают в нечистоте по-женски: с первого дня до полного очищения.
Ещё по дороге забудьте о мирской суете, мелочности, успокойтесь, если раздражены.
Приходить на Богослужение надо заблаговременно, за 10—20 минут, чтобы купить свечи, приложиться к иконам, мощам или каким-то иным святыням храма.
При входе на территорию храма положены три Крестных знамения. Прежде чем их совершить, мужчина должен снять головной убор. (Перекрестившись, мужчина может надеть головной убор, если до входа в само здание храма далеко и на улице очень холодно, по каким-то иным причинам).
Женщины не снимают головных уборов, а напротив, должны покрыться перед Крестным знамением и уже не снимать его.
Крестные знамения совершаются без перчаток, рукавичек и т.п. с поясными поклонами, если нет поста. В посты положены Крестные знамения с земными поклонами.

2. На территории.
На территории церкви, а тем более в храме, нельзя: курить, мусорить, громко разговаривать и смеяться, осквернять территорию плевками и сморканиями.
На территории храма категорически запрещено выгуливать животных.
Фото — и видеосъёмку, а также аудиозапись можно делать только по благословению (разрешению) настоятеля.

3. В храме.
В храме нельзя громко разговаривать и смеяться, держать руки в карманах и за спиной, есть, сосать конфеты, жевать.
Не стойте к Алтарю спиной.
Без нужды не ходите по храму.
Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не помешать другим молящимся.
Разговоры нужно ограничить до предела. В храме принято знакомых приветствовать лёгким поклоном, отложив беседы на потом, и не принято здороваться за руку.
Придя в храм с детьми, нельзя позволять им бегать, шалить и смеяться. Плачущего ребёнка нужно сразу успокоить или вывести (вынести).
Нельзя уходить из храма до окончания Богослужения. Уйти раньше времени можно лишь по немощи или серьёзной необходимости.
Уходя с Богослужения, нужно совершить Крестные знамения при выходе из храма и при выходе за церковную калитку, повернувшись лицом к храму.


Сл. 31. Этикет общения. Просить извинения.

В разных странах культура общения разнообразна. Например, в Великобритании, если вы случайно задели кого-то в толпе, извиняются оба участника происшедшего.

Просить извинения — это не всегда признание своей вины. Когда вы едете в транспорте, к примеру, и вам надо выйти, а впереди вас стоят люди, вы обычно говорите: «Извините, вы на следующей остановке выходите!». В описанной ситуации это не извинение в полном смысле этого слова, а вежливое обращение. Извиняться надо чаще — это своеобразная культура общения.

Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. е. не говорите — «извиняюсь». Очень важно то, как вы преподнесете свое извинение: следует небрежно, как бы невзначай бросать «Прости!». В этом случае вы можете только усугубить обиду.

Если вас не извинили первый раз, вовсе не обязательно преследовать человека своими извинениями. Тем более это не гарантия вашего прощения, а может быть даже совсем наоборот. Главное, чтобы человек почувствовал искренность вашего извинения, которая должна проявляться во всех ваших поступках.
При извинении не надо объяснять своей вины — вдруг человек, которого вы обидели, видит вашу вину совсем в другом вашем поступке, и тогда вы окажетесь в неловкой ситуации. Главное — самому понять суть своей вины. Поставьте себя на место обиженного человека — вам проще будет реально оценить обстановку и самого себя.

Не ждите мгновенного ответа на ваше извинение, просто принесите свои извинения и удалитесь. Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его ответом на ваше извинение. Тем, что вы попросили извинения, вы уже частично искупили свою вину. Ведь некоторым людям очень тяжело извиняться. Быстрота реакции на ваше извинение зависит от характера человека и от серьезности обиды. Не принято при извинении трогать за руку человека, перед которым вы извиняетесь.


Сл. 32. Дискуссия , спор

Включаясь в дискуссию, уточните, одинаковые ли представления у вас и вашего оппонента о тех или иных понятиях, ставших предметами обсуждения. Отстаивайте свою позицию только с помощью объективных фактов, которых не знал или забыл собеседник. Не употребляйте таких весомых аргументов, как «ну и эгоист же ты», «и, вообще, ничего ты не понимаешь». В любой дискуссии следует избегать обобщений.

Повышенный или иронический тон не допустим. Дискуссия даже на самую острую тему не превратится в ссору, если собеседники будут только защищать свою точку зрения, а не критически оценивать позицию противника.

В дружеской дискуссии нет места, например, таким выражениям: «Неправда!», «Что?!», «Тебя не поймешь!» Ведь можно то же самое сказать по-другому: «А мне кажется, что…», «Прости, я не расслышал…», «Я не совсем понял тебя…»


Сплетни не лучший способ произвести положительное впечатление. Если вам навязывают подобную тему, лучше отвечать: «Полагаю, что нас это не касается». Нередко собеседников занимает обсуждение внешнего вида знакомых. Подобные разговоры тоже не украшают.

Не обращайте внимания на сплетни о вас. Сплетня, как только ею пренебрегают, погибает естественной смертью. Объяснения и опровержения «на всякий случай», никогда себя не оправдывают.



Выступления с одним и тем же репертуаром анекдотов и «забавных случаев» утомляет даже самых стойких слушателей. Анекдотами не следует сыпать, не давая слушателям опомниться. Лучше всего вспомнить анекдот к месту.

Как реагировать на неуместный анекдот или бестактность? Ничто в таких случаях не действует лучше, чем минута общего молчания, которая воцаряется после неудачного высказывания. Затем кому-нибудь стоит начать разговор на другую тему. Если «острослов» без конца рассказывает или повторяет анекдоты, которые приводят слушателей в замешательство, хозяину стоит его остановить: «Кажется, ты сегодня не в ударе».

Не рекомендуется злоупотреблять в обществе колкостями. Подчеркиваю, что колкости часто выглядят наивно и скорее фиксируют общее внимание на слабостях самого «острослова».

Не перебивайте, когда кто-нибудь говорит, особенно если это человек преклонного возраста. Не исправляйте чье-либо неправильно произнесенное иностранное слово. Не следует подсказывать слова рассказчику, заканчивать за него фразу и, тем более, вслух исправлять стилистические ошибки. Вообще взрослым людям постарайтесь не делать никаких замечаний. Молодежь между собой иногда может себе это позволить, но только в дружеской форме.

Опасная тема — возраст! В обществе пожилых людей, говоря о ком-то другом, не говорите «Он уже старый» или «Ну, в этом возрасте». Вообще интересоваться возрастом не следует.

Редко привлекает к себе симпатии и человек, повествующий в обществе о своих успехах, высоких качествах, талантах.

В обществе не следует выспрашивать у партнера подробности его болезни, если он мельком заметил, что плохо себя чувствует или что лежал в больнице.

Не допытывайтесь, кто сколько зарабатывает. Не спрашивайте профессионального совета у врача или юриста, которого случайно встретили в гостях, на улице или в транспорте.

В компании мужчина обязан говорить женщинам любезности, но при этом нужно быть корректным и ненавязчивым.

Говорить нужно спокойно, негромко, но достаточно категорично, не вдаваясь в дискуссию. На комплимент следует отвечать коротким «спасибо».

Если кто-нибудь ссылается на занятость, уходит раньше или отказывается от встречи, не требуйте подробных объяснений.


Сл. 33. Отношения в семье.

Не принято рассказывать посторонним о подробностях семейной жизни, которые в определенном смысле являются тайной. Вынесение этого на суд других может сильно обидеть кого-то из членов семьи.

Также не стоит выяснять отношения и делать близким упреки в присутствии третьих лиц.

Критики в адрес родственников супруга или супруги следует также избегать, ведь для большинства людей это еще более неприятно, чем когда критикуют их самих.
У каждого из членов семьи должно быть право на собственный внутренний мир и частичку своей жизни. Поэтому нетактично читать чужие письма, прислушиваться к разговорам по телефону, ведь это свидетельствует об отсутствии доверия.

Ни к чему хорошему не приводят ситуации, когда один из членов семьи втайне чувствует себя обиженным и считает, что с ним поступили несправедливо. Это касается и детей: незаслуженно наказав ребенка, нужно извиниться и признать свою неправоту, чтобы сохранить дружеские и доверительные отношения.

Сохранить хорошие отношения в семье на протяжении многих лет совсем непросто.
Внутренний мир людей напрямую отражается на обстановке в их доме и вряд ли можно говорить о семейном благополучии, если ни сама хозяйка, ни кто-либо из домашних не стремится к чистоте и опрятности.


«Мой дом - моя крепость», - гласит известное высказывание. Это значит в первую очередь то, что каждая семья - своего рода отдельный мир, и есть вещи, которые не следует выносить за его пределы. Прежде всего, это касается конфликтов и разногласий.



Сл. 34. Мимика. Жесты.

Жесты делают нашу речь выразительной. Жест должен быть отточенным и своевременным, если же вы не можете похвастать качеством исполнения своих жестов, то лучше стоять истуканом, нежели совершать судорожные «теловращения». Потому главное, как и во все другом, здесь умеренность.

Язык жестов сугубо национален, в этом его прелесть. Китайцу ничего не скажут такие обычные для нас жесты, как покручивание пальцем у виска, многозначительное постукивание по лбу или глубокомысленное почесывание в затылке. С другой стороны, многое в поведении и жестах китайцев для нас непривычно и не понятно, а иногда и просто неприятно. Поднятый вверх большой палец в России — «хорошо, здорово», в США, Англии, Скандинавских странах — голосование на дороге или «у меня все в порядке». Палец, резко выброшенный вверх, — сексуальное оскорбление, нецензурное ругательство, а в Греции — «замолчи, заткнись». Кружок, образуемый пальцами руки во Франции, — «у меня ничего нет», в США — «окей, все в порядке», в Японии — деньги, а в некоторых средиземноморских странах так обозначают гомосексуального мужчину. Европеец, говоря о себе, показывает на грудь, японец — на нос. Мы, считая, сгибаем пальцы руки в кулак, немцы — разгибают пальцы. В общем, чтобы все перечислить потребуется много времени.
Мимика и жестикуляция могут оказаться просто устойчивыми привычками вашего собеседника. Скрещенные на груди руки, скрещенные подрагивающие ноги могут информировать не о психическом состоянии человека, а о том, что их хозяину холодно, а может быть, он хочет в туалет. Слабое рукопожатие может быть вызвано желанием подчиниться, занять позицию слабого, опекаемого или обиженного, но оно может быть вызвано и болезненной ссадиной на руке и привычкой беречь руку, если, например, собеседник играет на музыкальных инструментах.

Наполеоновская поза (руки сложены на груди) — защитная позиция или негативное состояние. Прикосновение раскрытыми ладонями к груди — жест честности и открытости. Закладывание рук за спину с захватом запястий — свидетельство неудовлетворенности, попытки взять себя в руки.

Поднятые руки с раскрытыми ладонями, направленными в сторону собеседника, говорят о прямоте, откровенности человека. Если же ладони смотрят вниз, а руки совершают покачивающиеся движения вверх-вниз — жест говорит о стремлении успокоить, остановить человека или группу людей.

Сжатые в кулаки пальцы, желваки на скулах — свидетельства враждебности. Подпирание ладонью щеки — демонстрация скуки. Поглаживание подбородка свидетельствует о раздумье, желании принять решение. Постукивание пальцами — о нетерпении. Движение руки поперек тела к другой руке, лихорадочное прикосновение пальцами к часам, обручальному кольцу, к пуговице на рукаве — о стремлении замаскировать неуверенность, нервозность.

Мимикой можно управлять, и многие люди с успехом с этим справляются.

Сл. 35 Обращение.

Обращение - неотъемлемая часть речевой культуры любой страны, независимо от языка, на котором в ней говорят.

 Общаясь друг с другом, люди выбирают те или иные формы обращения, в зависимости от ситуации и сложившихся норм и традиций.

Их нарушение производит негативное впечатление и отрицательно влияет на имидж человека в глазах окружающих.

Зато правильный выбор обращения помогает расположить к себе собеседника и способствует успешному развитию диалога.

О том, какой формы обращения следует придерживаться в различных ситуациях, написано и сказано немало. Однако до сих пор встречаются люди, с трудом разбирающиеся в том, когда и кому нужно говорить «вы» или «ты». Считается, что именно использование этих местоимений определяет тональность общения и непосредственно влияет на отношение собеседников друг к другу.

То, как следует обращаться к человеку, зависит не только от ситуации и характера сложившихся отношений, но и от норм и традиций, принятых в конкретной культуре. Есть страны, жители которых предпочитают обращаться друг к другу на «ты» в большинстве случаев. Так было и в России до конца XVII века, пока Петр I вместе с европейским стилем поведения не стал внедрять и вежливое обращение на «вы», которое многими ревнителями чистоты русского языка долгое время рассматривалось как нечто чужеродное и неприемлемое. Афишировать свои личные отношения не рекомендуется из соображений вежливости, ведь окружающие могут почувствовать себя неловко. Даже люди, которые давно знакомы и в неофициальной обстановке общаются на «ты», находясь, например, на собрании или конференции, обычно стараются говорить друг другу «вы» и обращаться только по имени-отчеству. То же самое относится к учителям и преподавателям, которые при школьниках или студентах должны придерживаться официальных форм обращения в разговоре друг с другом.

Согласно этикету, предложение перейти на «ты» должно исходить от старшего по возрасту или положению.


Сл. 36.

Есть три вида обращения:


1. Официальное (гражданин, господин);



2. Дружеское (уважаемый коллега, старина, дорогой друг);



3. Фамильярное (котик, пупсик и т.д.;).

Сл. 37. Невербальное общение

Любые действия, осуществляемые  без слов, считается невербальной.
Чувства, также как информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов. Сообщение, посланное на языке тела, воздействует на собеседника сильнее, чем вербальное.
Улыбка — обязательный атрибут приветствия и любого общения

Поза при беседе значит очень многое: заинтересованность в беседе В манере садиться, в занимаемой при сидении позе отчетливо проявляется культура человека.

Кивок головы в современном этикете заменяет женский реверанс и низкий мужской поклон.

Сл. 38.

Глаза — наиболее информативная часть лица . Глаза искреннего, доброжелательного человека способны излучать теплоту и радость. И, наоборот, человеку злобному и коварному удается выдавить из себя улыбку, но вряд ли он сможет изменить леденящее выражение своих холодных глаз.

Человек, который хорошо умеет общаться не вербально (как «слушать», так и «говорить») — это и хороший собеседник, и лучший гость, и первый кандидат на повышение.

Сл. 39. Печальный этикет

Соболезнования. Как правило, весть о смерти близкого человека получают не только ближайшие родственники, но и друзья и знакомые. Принято траурное сообщение делать в письменном виде. Человек, получивший такое сообщение, по возможности,
 должен принять участие в похоронах лично. Если этого сделать по каким-либо причинам невозможно, необходимо отправить телеграмму соболезнования. Во время визита соболезнования бестактным считается, когда беседа идет на отвлеченные темы, веселые воспоминания или обсуждаются служебные вопросы.

Сл. 40

Тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома.

Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается актом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах.


Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства.


Сл.41.

Самый главный принцип, известный как «золотое правило нравственности»,
так же, как и много столетий назад гласит: «Поступай с людьми так,  как хочешь, чтобы поступали с тобой».


Сл 42. Домашнее задание.

Придумать сказку про правила этикета

Комментариев нет:

Отправить комментарий

БУДУ РАДА ВАШИМ КОММЕНТАРИЯМ!

ВОЗМОЖНОСТЬ УЙТИ - УЖЕ ПОВОД, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ!

получайте бесплатно обновления блога


ПИШИТЕ

СВЯЗЬ с АВТОРОМ через ПОДПИСКУ В СООБЩЕСТВО ВК "БИБЛИОМИР83" В ЛИЧНОМ СООБЩЕНИИ.

ПОДПИСКА на новые посты блога БАД в ВК

Сайт МАОУ СОШ № 83