14 марта 2014

Русские былины


Русские Былины
Сценарий



Сл.1.
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!

Сл.2.- 5. Вступление Запись «Богатырская сила»



Сл.6. Былина.
Былины – это историческая память народа о временах Киевской Руси –Древнерусского государства. Былины – это русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском. Старое народное название былины – старина, бывальщина стародавняя ,т.е. повествование о старинных событиях. Былины – древнейшие сказания о народных героях, защитниках Родины, о нравах, радостях и бедах наших предков.

Сл.8.
Былины не принадлежат к детскому фольклору. Напротив, эти песни исполнялись взрослыми серьезными людьми для таких же взрослых серьезных людей. Переходя от поколений к поколению, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. А все, о чем рассказывается в былинах, воспринималось как правда, как реально
происходившие когда-то в далеком прошлом события. В  основе обыкновенно лежит исторический факт, остаток мифа, сюжет, взятый из сказаний (эпоса) других народов. Былины создавались в Киеве, Новгороде, Галиче-Волынском, Ростове, Рязани, Москве и других древнерусских областях. Зарождение древнейших былин восходит к 10-11 вв. (в некоторых источниках указан 9-13 век). 
Первоначально былины создавались и распространялись военно-дружинными певцами, затем скоморохами и наконец крестьянскими сказителями.
  
Традиционно выделяют два главных цикла былин, объединенных по месту действия или происхождению героев:
* Киевские
* Новгородские
При этом с первым связано значительно большее количество персонажей и сюжетов. События  былин  киевского цикла приурочены к стольному городу Киеву и двору князя Владимира, былинный образ которого объединил воспоминания по меньшей мере о двух великих князьях: Владимире Святом (ум. 1015 г.) и Владимире Мономахе (1053–1125 гг.). Герои этих старин: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Михайло Потык, Ставр Годинович, Чурило Пленкович и др

К новгородскому циклу относятся сюжеты о Садке и Василии Буслаеве.


Сл.9

События большинства этих былин происходят в Киеве или в какой-то мере с этим городом связаны, поскольку богатыри находятся на службе у киевского князя Владимира Красное Солнышко.


Сл.10

Это былины, герои которых родились и жили в Новгороде.
В них нет «могучих богатырей», сражающихся с вражьей силой, но их герои обладают яркими и особенными чертами: прекрасно играют на гуслях, путешествуют на дно морское и удачно возвращаются.

Сл.11. Сказители и собиратели былин
В  былинах вырабатывалась специфическая манера изображения богатырей и их подвигов. Для описания всего, что связано с главным героем, используются гиперболы—намеренные преувеличения. Все, что окружает богатыря, столь же велико, исключительно и необычно, сколь и он сам. Время действия былин тоже особенное. Все изображаемые в былинах чудеса и невероятные события могли случиться и представлялись нормальными. Былинное время и течет по-другому, не как наше. Поэтому Илья, отправляясь в путь, «заутреню стоял в Муроме, а к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град», и это не воспринимается как что-то невозможное. Зато некоторые важные события, вроде сборов в дорогу и т.д., описываются медленно, подробно, обстоятельно, и время как бы замедляет свое течение, ненадолго приостанавливается. 



Сл 12.

Всего собрано и записано около двух тысяч этих песен. Сейчас встретить их в живом исполнении почти невозможно, но интерес к былинам не угасает и по сей день. Былины не пелись, а сказывались –произносились немного нараспев .Песня звучала медленно и плавно, степенно. Это соответствовало образу самого сказителя: редко можно было встретить исполнителя моложе сорока лет. Обычно это были пожилые люди, лет 50-70
Сл.13

В деревнях сказители пользовались  почетом и уважением. Вокруг них всегда  собиралось много  слушателей, которые  с трепетом переживали
 истории богатырей Сказители знали только сюжет, события, связанные с тем или иным богатырем.


Сл.14
Все остальное рождалось на глазах слушателей. Поэтому даже один и тот же исполнитель не мог дважды повторить былину дословно, ничего не меняя в ней. Каждое исполнение было  одновременно и процессом её создания.


Сл.15. Герои былин.

К оличество былинных сюжетов, несмотря на множество записанных вариантов одной и той же былины, весьма ограничено: их около 100. Выделяют былины, в основе которых сватовство или борьба героя за жену (Садко, Михайло Потык, Иван Годинович, Дунай, Козарин, Соловей Будимирович и более поздние –  Алеша Попович и Елена Петровична,Хотен Блудович); борьба с чудовищами (Добрыня и змей, Алеша и Тугарин,Илья и Идолище, Илья и Соловей-Разбойник); борьба с иноземными захватчиками, в том числе: отражение татарских набегов (Ссора Ильи с Владимиром, Илья и Калин, Добрыня и Василий Каземирович), войны с литовцами (Былина о наезде литовцев).
Особняком стоят сатирические былины или былины-пародии (Дюк Степанович, Состязание с Чурилой).

Сл.16
Герои былин – богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо особенным умением (метко стрелять из лука, играть в шахматы).Это идеальные типы русских людей: крестьян и воинов. Богатырь -  человек  мужественный, справедливый, исключительной силы и патриотизма. Недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван - «Илья Муромец»

Сл.17
Они представляют собой древний тип героя. Им нет равных на земле. У каждого народа, в разные времена были свои нравственные идеалы. В Древней Руси – это БОГАТЫРИ. «БОГАТЫРЬ» - богатый, ходит под богом, богом данный дар и т. д. ЗАЩИТНИК ОТЕЧЕСТВА. Доброта, ум и сила – эти качества и составляли нравственный идеал Руси. Только совместное существование этих трех начал делает человека поистине богатым, настоящим БОГАТЫРЕМ.
Богатыри


Сл. 18
Самыми известными на Руси богатырями были
 Илья Муромец (наделен физической силой),
Добрыня Никитич (наделен добротой),  
Алеша Попович (умеет с помощью ума добиться своего).



Сл.19

О Витязь! Делами твоими
Гордиться русский народ
Твоё громогласное имя
Столетия все перейдёт!


Сл. 20
Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!


Сл.21.. Три русских богатыря
Уже во время учебы в Академии художеств проявилось тяготение  Васнецова  к народным истокам. В те годы он выполнил около двухсот иллюстраций к "Народной азбуке", "Солдатской азбуке" Столпянского, к "Русской азбуке для детей" Водовозова. Им были иллюстрированы сказки "Конек-Горбунок", "Жар-птица" и другие. В 1871 году появился карандашный набросок будущей знаменитой  картины  " Богатыри ", и с той поры этот сюжет не оставлял художника. Три  десятилетия без малого пролегли между первым карандашным наброском (1871), более двух десятилетий - между парижским эскизом и полотном " Богатыри " (1898), венчающим героический цикл работ живописца. В соответствии с былинными образами  Васнецов  разработал характеры своих персонажей. В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен "благости, великодушия и добродушия".  Богатырь  справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий  богатырь  - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
Художник В.Васнецов написал картину не для того, чтобы перечислить героев былин, а для того, чтобы обратить наше внимание на важность этих трех качеств в каждом из нас.


Сл.22. Илья Муромец

Исторический Илья Муромец по прозвищу Илья Чоботок жил во второй пол. XII в., в конце жизни постригся в Киево-Печерской лавре .

Погиб в 1203 г. при разорении Киева и лавры войсками князя
Рюрика Ростиславича



Сл.23
Илья Муромец (сын Иванович) — один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Считается, что родина Ильи Муромца — село Карачарово под Муромом.
Он сын простых родителей (согласно поздней традиции — крестьянский сын) и с детства обречен:
А не имел Илья во ногах хожденьица, 
А во руках не имел Илья владенъица, 
Тридцать лет его было веку долгого. 
Происходит первое чудо: в доме появляются три старца — это так называемые «калики перехожие», странники; они просят милостыню или попить, но Илья объясняет им, что он не может встать («Не имею ни рук, ни ног»). И тогда старцы велят ему встать и принести воды — что он и исполняет. По их же приказу он пьет и сразу же не просто выздоравливает, а и ощущает в себе прилив такой необыкновенной силы, что, если бы 
От земли столб был да до небушки,
 Ко столбу было золото кольио, 
За кольио бы взял, святорусску поворотил.
Это значит, что Илья получил силу, какой не было даже у Святогора, не сумевшего поднять «тягу земную». Однако Илье такая сила не требуется, странники это понимают и дают ему выпить еще раз, чтобы уменьшить силу наполовину. Вслед за этим совершается второе чудо: странники предсказывают, что Илье не угрожает смерть в бою, от оружия. 
Во чистом-то поле тебе да смерть не писана,
Ты не бойся, езди по чисту полю. 
И третье чудо: по совету странников он находит себе под стать боевого коня, оружие и снаряжение.
Пришел к тому камени неподвижному,
 На камени была подпись да подписана:
«Илей, Илей, камень сопри с места неподвижного, 
— Там есть конь богатырский тебе, 
Со всеми-то доспехами да богатырскими. 
Там есть-то шуба соболиная, 
Там есть-то плеточка шелковая, 
Там есть-то палица булатная». 
С этого момента начинается богатырская жизнь Ильи. Его подвиги описаны в разных былинах. Самый главный подвиг Ильи -- это разгром татарского нашествия. Путь Ильи — это путь преодоления опасностей, вызова силам зла и борьбы с ними. В древнерусском Илье Муромце поразительно соединились черты мифического героя, реального отважного воина и святого.
Сл.24
Нередко былинного богатыря связывают со святым Илией Печерским, мощи которого по сей день находятся в пещерах Киево-Печерской лавры. Преподобный Илья Муромец жил в XII столетии и до пострига был воином по прозванию Чоботок. В 1988 году провели экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Исследования мощей показали, что преподобный был исключительно сильным человеком и имел рост 177 см, что для средних веков было немало. Ученые отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках, что могло серьезно затруднять передвижение богатыря в молодости, вследствие ущемления нервов спинного мозга (напомним, что, согласно былинам, Илья до 30 лет не мог ходить). Возраст богатыря был 40-55 лет. На теле имеются следы старых заживших ран, а также известна причина смерти – обширная рана в области сердца, похожее ранение есть и на левой руке (видимо, Илья пытался защититься от удара, ставшего смертельным). 1 января во всех храмах Русской православной церкви вспоминают преподобного Илию Муромца – богатыря, который свершил множество ратных подвигов и закончил свой земной путь монахом Киево-Печерской Лавры. Имя защитника Отечества, воспетого в былинах, известно всей России, но он  по-прежнему остается одним из самых загадочных героев древности.

Сл.25. Былины о герое

    * Исцеление Ильи Муромца
    * ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СВЯТОГОР (2 записи)
          o Илья Муромец и Святогор
          o Илья Муромец и Святогор (П.Л. Калинин)
    * Илья Муромец и Соловей-Разбойник
    * Илья Муромец и голи кабацкие
    * Илья Муромец и Идолище в Киеве
    * Илья Муромец и Идолище в Царе-граде
    * Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
    * Илья Муромец и Калин-царь
    * Бой Ильи Муромца с сыном
    * Богатыри на Соколе-корабле
    * Три поездки Ильи Муромца
    * Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича


Сл.26. Добрыня Никитич

В образе былинного Добрыни Никитича слились: летописный Добрыня X в., воевода князяВладимира и его дядя
и «храбр» Тимоня Золотой Пояс, погибший в битве с монголами на реке Калке в 1223 г.

Сл. 27

Добрыня Никитич русский былинный герой. В отличие от «старого казака» Ильи Муромца Добрыню всегда называли молодым. Вот начало его былинной биографии:
А жил во Рязани тут богатый гость,
А гостя-то звали Никитою.
Живучи-то, Никита состарился,
Состарился, переставился.
После веку его долгого
Осталось житье-бытье богатество,
Осталась его матера жена
Амелфа Тимофеевна,
Осталось чадо милое,
Как молоды Добрынюшка Никитич млад.
А и будет Добрыня семи годов, 
Присадила его матушка грамоте учиться, 
А грамота Никите в наук пошла;
Присадила его матушка пером писать
 А будет Добрынюшка во двенадцать лет,
Изволил Добрыня погулять, молодец, 
Со своею дружиною хороброю 
Во те жары петровские.
Итак, подобно некоторым другим богатырям, Добрыня рано обнаруживает богатырские качества. Его первый подвиг связан с тем, что он неожиданно для себя ощущает смутную потребность отправиться из дому -~ то ли на охоту, то ли побродить по полю, то ли выкупаться в Пучай-реке. В богатырской дружине Добрыня следует сразу за Ильёй Муромцем, он — его правая рука. Он незаменим там, где нужно проявить не только силу, но и обходительность, такт: Добрыню посылают, когда требуется уладить какое-нибудь деликатное дело, примирить ссорящихся, передать важное послание. «На речах разумный», «с гостями почестивый», грамотный, в то же время храбрый и мужественный воин, искусный стрелок, Добрыня воплотил те черты культуры, которые были новыми для Древней Руси. Самый «интеллигентный» из былинных богатырей; в нем воплощены те качества, которые народ в совокупности обозначал словом «вежество»: образованность, прекрасное воспитание, знание норм этикета, умение играть на гуслях, ум (Добрыня великолепно играет в шахматы). Все это делает его особенно пригодным для дипломатических поручений: в былинах он часто представляет интересы князя Владимира в заграничных землях. Кроме перечисленных качеств он, как и все богатыри, храбр и отважен. Уже с детства (с 12 или 15 лет) Добрыня прекрасно владеет оружием. Из всего этого многие ученые  делают вывод о княжеском происхождении Добрыни, ссылаясь на упоминаемого в летописи дядю и воеводу князя Владимира, носившего это имя.


Сл.28. Былины о герое
    * Добрыня и змей
    * Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича
    * Добрыня и Василий Казимирович
    * Бой Добрыни с Дунаем
    * Добрыня и Дунай сватают невесту князю Владимиру
    * Добрыня и Маринка
    * Женитьба Добрыни
    * Добрыня Никитич и Алеша Попович


Сл 29. Алеша Попович
Прототипом Алёши Поповича считается суздальский боярин Александр (Олеша) Попович.
Согласно летописям, этот знаменитый «храбр», служивший князю Всеволоду Большое Гнездо, также погиб в битве при Калке в 1223 г.



Сл.30

Младший из знаменитой троицы былинных богатырей, фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. Алёша Попович — сын ростовского попа Ле(в)онтия (редко Фёдора). Известен как молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, так и вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т.п. В ряде былин выступает как «женский пересмешник», неудачливый ловелас. Многие исследователи полагают, что негативные черты прикрепились к этому образу с течением времени и не были присущи древнейшим былинам об Алеше. Другие - считают Алешу одним из ярких выразителей исконно русского нрава, а хвастовство и задиристость – чертами, типичными для всякого молодого человека.






Сл.31. Былины о герое
    * Алеша Попович едет в Киев
    * Алеша Попович и Тугарин Змеевич
    * Алеша Попович и сестра братьев Петровичей
    * Алеша Попович и Добрыня Никитич

# Булат Еремеевич
# Бутман Колыбанович




Сл.32

На страже Родины любимой
Стоят бессменно эти трое.
Попробуй, враг, померься силой,
Рискни своею головою!

Живёт Россия и доныне,
И берегут её края
Илья, Алёша и Добрыня –
Российских  три   богатыря !

Коль злые тучи над страною
Опять сгустятся в небе синем,
То встанут грозною стеною
Илья, Алёша и Добрыня.

И будет снова над Россией
Пылать победная заря,
Ведь с нами вера, доблесть, сила –
Российских  три   богатыря !

Пусть жизнь стремительной волною
Спешит, меняясь год от года,
Они с тобою и со мною,
Они живут в душе народа.

Хранят российские святыни,
Любовью к Родине горя,
Илья, Алёша и Добрыня –
Российских  три   богатыря !




Сл.33. Богатырская слобода.
А теперь познакомимся с остальными героями – богатырями былин


Сл.34 Василий Буслаевич.
Василий Буслаевич -- русский, новгородский богатырь, который ведет себя «неправильно», то есть поступает вопреки принятому порядку, нормам, нарушает запреты, не верит в предсказания и — в конце концов — гибнет.
Он обладает истинно богатырской силой, которая дана ему от рождения, досталась от отца. Но силу эту Василий употребляет по-своему

Сл.35
Василий Буслаев — единственный в своем роде герой, хотя кое в чем он похож на других богатырей Древней Руси. Он обладает истинно богатырской силой, которая дана ему от рождения, досталась от отца. Василий вырастает в Великом Новгороде.
Будет Василий семи годов,
Стал он по городу похаживать,
На княженеу,кий двор он загуливать,
Стал шутить-от, пошучивать,
Шутить-от шуточки недобрые
Со боярскими детьми, со княженецкими:
Которого дернет за руку — рука прочь, 
Которого за ногу — нога прочь, 
Двух-трех вместе столкнет —
без души лежат.
В семилетнем богатыре пробуждается качество, которое потом станет одним из главных, — озорство. А в семнадцать лет он постигает «воинские науки и рыцарские». Ощутив «в себе силушку великую», он изготовляет специальные палицу, копье, лук и саблю. Он устраивает пир и из приглашенных выбирает дружину под стать себе. Каждому желающему попасть к нему он предлагает испытание: поднять одной рукой чару с вином в полтора ведра, а затем выпить «единым вздохом». Прошедших это испытание Василий подвергает еще одному — бьет каждого по голове дубиной — «черняным вязом». Находятся такие, кто выдерживает его удары. Василий с дружиной становятся паломниками к святым местам. Однако поездка их туда и обратно — это цепь различных нарушений, греховных поступков, это вызов таинственным силам. Василий гибнет, потому что посмел нарушать запреты? Но киевские богатыри не раз действовали вопреки запретам. Да и многие герои мировой мифологии поступали так же и побеждали. Подумаем-ка еще об одном: что за камень, у которого Василия ждет гибель? Это — могильный камень, под ним погребен богатырь. Прыгать через камень — значит оскорблять память умершего, и этот проступок не должен остаться безнаказанным.
Камень — символ Смерти, знак ее владений. Василий словно бы пытается нарушить границу этого царства и остаться при этом жи-вым. Но Смерть забирает его совсем. Наконец, можно считать и так, что Василий платится за все грехи и нарушения, какие он совершил прежде...




 Образ Василия Буслаева исполнен такой глубины содержания и таких противоречий, что людям Древней Руси было о чем подумать, слушая былины о новгородском богатыре.



Сл.36. Былины о герое

    * Бой Василия Буслаева с новгородцами
    * Смерть Василия Буслаева

# Василий Игнатьевич и Батыга
# Волх Всеславьевич

Сл. 37.Вольга

Основной отличительной чертой Вольги является хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных. Центральный момент былин о Вольге — его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-салтана и т. п. Успех похода вызван мудростью Вольги.
 Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч.







Сл.38

Вольга (Волх) относится к одним из самых древних персонажей в русском фольклоре. В нём много архаического, магического Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змея. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него, как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырем, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными. Центральный момент былин о Вольге — его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-салтана и т. п. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается в волка и сокола, кормя её охотой. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьев, а в стенах города возвращает человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своих воинов — на местных девушках, оставленных в живых. Сам он становится царем. Вольга носит ещё название Буслаевича,



Сл.39. Былины о герое.

Василий Игнатьевич и Батыга
Волх Всеславьевич
Вольга и Микула
Глеб Володьевич
Данило Ловчанин


Сл.40. Микуло Селянинович
Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.

Сл.41
Микула Селянинович - в славянской мифологии герой-богатырь. Хотя он не упоминается среди киевских богатырей, не встретим мы его на княжеских пирах, и не участвует он в сражениях. Микула Селянинович — богатырь-пахарь, мужик. Рядом с богатырем в былине оказывается князь Вольга, и поначалу именно через него узнается Микула. Вольга с дружиной едет в пожалованные ему великим князем города за данью Здесь по пути и происходит встреча князя с пахарем. Сначала Вольга только слышит его. 
Как орет. в поле оратай*, посвистывает. 
Сошка у оратая поскрипывает, 
Омешики** по камешкам почирикивают.
И только на третий день, приблизившись наконец к пахарю, князь видит, как идет работа. 
Как орет в поле оратай, посвистывает. 
А бороздочки да он пометывает, 
А пенье, коренья вывертывает, 
А большие-то камни в борозду валит.
Так в былине прославляется богатырский характер свободного крестьянского труда, красота простой крестьянской жизни, достоинство делателя, труженика, превосходство его в этом смысле над князем и его слугами.


Сл.42. Былины о герое
"Вольга и Микула Селянинович«
«Святогор и Микула Селянинович».

Сл.43.Святогор
Святогор - в славянской мифологии  один из самых загадочных персонажей.
Упоминается в русском былинном эпосе. Святогора трудно назвать героем, потому что, собственно, никаких подвигов он не совершает.
Он — обладатель колоссальной силы,
под стать великанам, но применить ему ее некуда


Сл.44
Был тот Святогор - богатырь силы
великой, ростом выше леса стоячего,
головой упирался под
облако ходячее. Земля-матушка
носить его не могла. Конь под
Святогором по колено проваливался.
Держать его могли только горы,
вот там-то он и проживал.

Святогор - в славянской мифологии  один из самых загадочных персонажей. Упоминается в русском былинном эпосе. Святогора трудно назвать героем, потому что, собственно, никаких подвигов он не совершает. Чем-то величественным, суровым и даже трагическим веет от его облика. Он выглядит одиноким скитальцем — без дома, без родных, без спутников и даже — без родной земли: она его «не носит», не выдерживает. Он привязан только к Святым горам:
Мне не придано тут ездить на святую Русь,
Мне позволено тут ездить по горам
да по высокиим... 
Он — обладатель колоссальной силы, под стать великанам, но применить ему ее некуда. Былины о Святогоре — это былины о том, как богатырь расстается с жизнью; и гибнет он не в бою, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой. Сила эта — не человеческая, она воплощена в предметах, с которыми Святогор справиться не может. В этой былине происходит смена поколений богатырей: уходит навсегда старое богатырство в лице Святогора — не связанное еще понастоящему с миром народной жизни, далекое от интересов и забот Русской земли, тяжеловесное, не знающее, к чему применить непомерную силу; его сменяют молодые богатыри, сила которых направляется на служение людям, на защиту справедливости, на оборону Руси. Их в былине воплощает Илья Муромец. Он уже не молод по возрасту и умудрен опытом, но он принадлежит новому богатырскому поколению. Н, конечно, не случайно именно на долю Ильи выпала великая роль — проводить в иной мир Святогора .



Сл.45. Былины о герое

    * Святогор и тяга земная
    * ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СВЯТОГОР (2 записи)
          o Илья Муромец и Святогор
          o Cвятогор и Илья Муромец
# Соловей Будимирович
# Сорок калик
# Ставр Годинович
# Сухмантий
# Хотен Блудович
# Царь Саул Леванидович и его сын
# Царь Соломан и Василий Окулович


Сл.46. Дунай Иванович

Дунай   Иванович  — русский былинный герой. В Древней Руси слово « Дунай » было не только названием реки, но и мужским именем.
Согласно былине, из крови Дуная берет начало одноименная река, а из крови его супруги - река Непра (то есть Днепр).

Сл.47

Богатырь, персонаж киевского цикла былин. До того, как пойти на службу к князю Владимиру, на протяжении двенадцати лет служил ляховинскому (литовскому) королю. С Дунаем связано два основных былинных сюжета: его бой с Добрыней Никитичем и Поездка Добрыни и Дуная за невестой для киевского князя. 
 Богатырь   Дунай  (Дон)  Иванович  известен, как участник в походе за невестой для Владимира. По некоторым пересказам этой былины, с удалой поленицей Настасьей, сестрой Опраксы, вступает в бой не Добрыня, а сам  Дунай   Иванович .Имя  Дунай  - одно из популярных в старине русских имен. В самом  Дунае  слились два образа: 1) тихий  Дунай , способный к дипломатической деятельности и получающий поручение добывать невесту и 2) буйный и свирепый  Дунай , убивающий жену и себя. Могучий  богатырь   Дунай   Иванович  из круга киевского князя Владимира Красное Солнышко на пиру, в череду с другими  богатырями , порасхвастался своей удалью - молодечеством, но Настасья, его жена, тоже богатырша, урезонивая расходившегося мужа, молвила, что есть в Киеве богатыри и покрепче его, да и сама она не хуже владеет оружием:
Не хвастай,
тихия Дунаюшка Иванович!
Если на стрельбу пойдет,
то нет нигде
Супротив меня стрельцов.
На твою-то молодецкую головушку
Я кладу свое колечко серебряно
И не сроню-то я
колечека серебряна…
Дева могучая трижды пропустила свою стрелу сквозь кольцо на голове  Дуная . Настала очередь  Дунаю  стрелять в колечко на голове Настасьи:

"Не стреляй, Дунаюшка! У меня во чреве чадо посеяно:
По колене ноги в серебре, по локоть руки в золоте,
По косицам - частые звезды".

Не послушался  Дунай , пустил каленую стрелу,
Не угодил в кольцо, попал жене в белую грудь,
Убил…и призадумался: "Есть ли у меня с ею что посеяно?".
Распластал ей чрево булатным чинжалищем,
А во чреве - чадо милое…
Становил он чинжалище тупым концом во сыру землю,
Падал на острый конец ретивым сердцем.
От той ли крови их горючие потекла речка -  Дунай  Река.

Сл.48. Былины о герое

* Бой Дуная и Добрыни
    * Дунай и Добрыня сватают невесту князю Владимиру
# Иван Годинович
# Иван Гостиный сын
# Идолище сватает племянницу князя Владимира

Сл.49. Садко.

Садко - герой русского народного эпоса.
Садко — персонаж полностью вымышленный,  но в образе его запечатлелись характерные черты новгородского общества XII—XV в.
 В Древней Руси правда жизни нередко раскрывалась через фантастические ситуации и через необыкновенные дела героев


Сл.50
Садко причудливо совмещает в себе искусного музыканта, новгородского купца, совершающего заморские торговые плавания, — и былинного жениха, которому грозит брак с девушкой из подводного царства. В его жизнь то и дело вплетаются мифологические ситуации, он вступает в контакт с высшими силами, становится объектом борьбы между ними.
Садко совсем не похож на киевских богатырей — у него нет их невероятной силы и он не совершает воинских подвигов. Но - подобно им — Садко живет под знаком чего-то неведомого, ему многое предсказано, и он успешно проходит чудесные испытания, которые выпадают на его долю.
В образе Садко преломилась вера людей Древней Руси в наличие таинственной власти над человеком и в то, что человек, поступая правильно, пройдет свою жизнь достойно.

Садко вначале — гусляр, певец, который живет тем, что его приглашают на богатые пиры. Он беден.
 Почему-то его перестают звать на пиры, и он идет к Ильмень-озеру и здесь играет на своих гуслях. Бытовая ситуация сменяется ситуацией фантастической: игру Садко слышит морской царь, «хозяин» озера, и решает наградить певца. Садко должен побиться с купцами «о велик заклад», что в озере живет чудесная рыба с золотыми перьями. В споре с гусляром несколько купцов закладывают свои лавки с товарами, а бедный Садко закладывает свою голову. С помощью морского царя Садко трижды вылавливает рыбок с золотыми перьями и становится богатым «гостем» — купцом. Садко решает совершить торговое плавание:
новгородские купцы плавали с товарами к берегам соседних стран. 
Построил Садко тридцать кораблей, 
На тыи на корабли на черленые
Свалил товары новгородские, 
Поехал Садко по Волхову,
 Со Волхова во Ладожско, 
А со Аадожска во Неву-реку, 
А со Невы-реки во сине море. 


Удачно расторговавшись. Садко плывет домой. Но здесь в свои права вступает былинное чудо. Поднимается буря, бьют волны, ветер рвет паруса, но корабли застывают на месте. Садко догадывается: «Видно, царь морской от нас дани требует, требует дани во сине море». Дружина спускает в море бочку с серебром, затем — с золотом, но ничего не помо-гает: «Видно, царь морской требует живой головы во сине море».
Садко предлагает бросить в море жребии — чей утонет, тому идти в сине море. Дважды бросают жребии — и всякий раз тонет жребий Садко. Он берет свои гусли и остается в море на «дощечке дубовой», а корабли уходят к Новгороду.

Заснул на дощечке на дубовой, 
Проснулся Садко во синем море, 
Во синем море на самом дне. 
Сквозь воду увидел пекучись
красное солнышко, 
Вечернюю зорю, зорю утреннюю, 
Увидел Садко — во синем море 
Стоит палата белокаменная, 
Заходил Садко в палату белокаменну, 
Сидит в палате царь морской.
По просьбе царя Садко играет на гуслях — и так хорошо, что царь расплясался, а от его пляски на море поднялась буря и стали гибнуть корабли и тонуть люди. Так продолжалось трое суток. Выбор невесты — последнее, самое важное испытание для Садко: три раза по триста девиц пройдут перед ним, и он должен остановить свой выбор на одной — его суженой, то есть предназначенной ему самой судьбой. Но Садко не хочет оставаться в морском царстве и, значит, не должен жениться. Снова на выручку приходит Микола Можайский: он указывает Садко ту, которую ему надо выбрать, чтобы вернуться домой, — девушку Чернавушку. Она и есть его суженая. В благодарность за спасение Садко сооружает церковь в честь Миколы Можайского. И больше не ездит на сине море.


Сл.51. Былины о герое
* Садко
   * Садков корабль стал на море


Сл.52
А и сильные, могучие  богатыри 
на славной Руси!


Сл. 53
Не скакать врагам по нашей Земле!
Не топтать их коням
Землю Русскую
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнётся!


Сл.54

А преданья старины
Забывать мы не должны.


Сл.55
Слава русской старине!
Слава русской стороне!


Сл.56. За внимание – спасибо!

Архив блога